Сегодня в России после долгих лет молчания пытаются заговорить о душе и духовности. Иногда это выходит натянуто и неестественно – так же, как неестественно выглядит бывший секретарь райкома партии в церкви со свечкой. Но если речь идет о подрастающем поколении, то вопросы воспитания души надо воспринимать и решать со всей искренностью и серьезностью – так, как это происходит на Московском международном форуме “Одаренные дети”.
Сам факт существования форума уже пять лет опровергает множество скептических убеждений. Когда в 1998 году вслед за президентской программой “Дети России” возникла идея его проведения, многие попросту не верили в возможность ее реализации. И все-таки коллектив Института гуманитарного образования и его студенты поддержали предложение своего ректора Неонилы Федоровны Апатенко и взялись за непростую организационную работу. Самый первый форум предлагал своим участникам (тогда еще только школьникам столицы и близлежащих регионов) семь конкурсных номинаций, связанных с будущими профессиями. В составе жюри были преподаватели и студенты института, все расходы по организации тоже лежали на плечах вуза, а главным стимулом в соревновании служила возможность для лауреатов форума учиться в ИГУМО бесплатно.
Эта награда на первом месте и сегодня. Зато номинаций уже 20, причем одна из них называется “Успех моей будущей профессии” и позволяет ребенку защитить любой профессиональный выбор. Желающие поучаствовать находятся по всей стране, не исключая самых дальних уголков. В жюри – известнейшие представители всех затронутых в программе форума сфер науки и искусства. Церемония награждения победителей проходит в Колонном зале Дома союзов, и на нее с каждым годом собирается все больше почетных гостей. И уже ряд губернаторов и президентов республик приезжают на эту церемонию лично, понимая, что там награждают лучших представителей подрастающего поколения их региона.
Каждый год работы форума проходит под новым девизом: “Я люблю тебя, Россия”, “За высокую нравственность в XXI веке”, “Да благословенна родословная земли Российской”. Они отражают основные цели: воспитать новое, высоконравственное поколение граждан страны, способствовать профессиональному ориентированию детей.
Познание самого себя и будущей профессии в рамках подготовки к форуму проходит на весьма серьезном уровне. Вопросы домашних заданий и темы дискуссий, которые предлагаются школьникам – будущим экономистам и юристам, губернаторам и богословам, хореографам и музыкантам, экологам и изобретателям, – зачастую способны озадачить и взрослого. И все же, проявляя высокую эрудицию и завидную целеустремленность, участники форума успешно справляются со всеми заданиями, восхищают членов жюри и зрителей, возвышаются над собой и, главное, получают огромное удовольствие от всего происходящего, заражаясь позитивной энергией и вдохновением.
Новый год форума начинается под девизом “Воспитание души – истинное служение Отечеству”. Вдумайтесь в эту формулировку, и вас тоже поразит ее глубина. Даже с учетом того, что определение и понимание самой души очень и очень затруднено, зачастую противоречиво, любой согласится, что воспитывать ее необходимо. Вне зависимости от конкретных религиозных или философских истолкований процесса можно сказать: все, что мы делаем, познаем, понимаем в своей жизни, – это внутренняя работа человека по воспитанию собственной души. Копилка жизненного опыта с равной благодарностью принимает позитивные и негативные события и эмоции, поскольку они все равно обогащают личность.
Если человек не стоит на месте, его душа непременно развивается. Страдая, мы учимся сострадать. Радуясь, заражаем этой радостью окружающих. Стремясь к поставленной цели, учимся работать над собой. Если же этого не происходит, внутри остается пустота, исчезает интерес к жизни, останавливается движение. Преодолеть эту тенденцию без вмешательства со стороны очень трудно.
Говоря о воспитании души, необходимо затронуть и роль наставника. Конечно, в истории форума “Одаренные дети” были случаи, когда дети заявляли о себе самостоятельно и показывали хорошие результаты. И все же в большинстве ситуаций, особенно когда речь идет о младших школьниках, помощь со стороны родителей и педагогов необходима. Форум – это не мероприятие для особо талантливых и избранных, скорей это возможность раскрыть себя для особо талантливых и избранных, скорей это возможность раскрыть себя для всех инициативных ребят и неравнодушных педагогов. Разъяснить ребенку задания форума, помочь разобраться с подобранными по теме книгами, поддержать возникающие у него идеи – да мало ли что придется делать в ходе подготовки к форуму! При выполнении заданий конкурсов 2002 года, например, тысячи семей сообща восстанавливали родословную и составляли генеалогическое древо. Результаты представали перед жюри в виде редких страниц частной истории, проиллюстрированных фотографиями, а сами дерева рода варьировались от строгих схем до красочных вышитых полотен. Можно с уверенностью сказать, что такой опыт совместного семейного прикосновения к прошлому для нашей страны уникален.
Возникает творческое содружество ребенка и взрослого, в ходе которого проходит взаимное обогащение. В итоге процесс воспитания души тоже становится обоюдным: совершенствуется не только ребенок, но и его наставник. Он отдает частичку себя, частичку своей души и получает взамен новые эмоции, а главное – ощущение того, что он совершил что-то доброе и нужное. Точно так же каждый из организаторов форума, членов жюри и меценатов обретает опыт возвышенного и благородного приложения своих сил на благо Отечества – опыт воспитания души.
За годы существования форума в нем приняли участие уже 30 тысяч школьников. Даже в масштабах России – цифра внушительная, и с каждым годом география этой акции разрастается, а значит, со временем в каждом городе и поселке школьники будут знать, что у них есть возможность заявить о себе, показать все таланты, стать лучшим участником форума. В замыслах учредителей – превратить форум в общероссийское движение “Одаренные дети”, чтобы ни один росток детского таланта не погиб при столкновении с суровой реальностью, чтобы каждый получил достойную порцию внимания и понимания, необходимую поддержку в процессе воспитания своей души. И тогда в перспективе эти молодые люди смогут многое сделать и для своего родного края, и для Отечества в целом.
То, что сделано за пять лет, не поддается скорой оценке и требует многократного осмысления. Пройдет совсем немного времени, и его лауреаты, завершив курс вузовского образования, начнут работать по выбранной специальности и активно созидать завтрашний день нашей страны. Насколько удачно, покажет время. Но уже сегодня можно говорить о том, что эти молодые люди не затеряются в сером круговороте будней и не станут занижать планку своих внутренних ценностей, однажды поднятую на уровень участия в форуме “Одаренные дети”.
Елена МОШКОВА
Комментарии