Необходимость разработки Программы воспитания в системе образования Москвы определяется тем, что воспитание сегодня зачастую сводится к совокупности мероприятий, что нет единой системы воспитания детей, а Москва стала центром передовых психолого-педагогических разработок, обладает огромным потенциалом инновационной экспериментальной деятельности. Город может предложить свою инновационную программу воспитания.
Основные задачи программы: создание эффективных воспитательных программ на основе объединения возможностей базового образовательного процесса, внеурочной деятельности учащихся, дополнительного образования; актуализация возможностей методов воспитания для реализации стандартов последнего поколения, в частности, обеспечение личностных результатов образования; обновление содержания воспитания и развитие воспитательных технологий для формирования российской идентичности и мировоззрения учащихся, развития способности ответственного социального действия и гражданской позиции, восстановления ценности производительного труда в условиях технологического развития, становления у молодых людей позиции инноватора; создание эффективных условий воспитательной деятельности за счет развития уклада и среды школы, формирования детско-взрослых общностей, повышения психологической грамотности педагогов и других категорий кадров; создание средств профилактики, эффективной социализации и интеграции в полноценную социальную жизнь особых контингентов детей: с асоциальным поведением, с особыми нуждами, из этноконфессиональных групп; развитие педагогического профессионализма кадров, задействованных в сфере воспитания (педагогов, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов, пр.); совершенствование системы управления процессом воспитания, в том числе создание эффективной системы оценки результатов воспитательного процесса, развитие интегративных моделей в управлении, основанных на взаимодействии системы образования с другими социальными институтами.Предполагаемые приоритетные проекты и направления деятельности: Российская идентичность и мировоззрение учащихся. Способность социального общественного действия и гражданская позиция учащихся. Формирование инновационного потенциала общества. Развитие уклада и среды школы как условий воспитания. Работа с различными контингентами детей: город равных возможностей. Развитие инфраструктуры подготовки и переподготовки кадров. Система оценки эффективности и качества воспитательного процесса. Формы и модели управления процессом воспитания.Российская идентичность и мировоззрение учащихся.Цель проекта – создание системы воспитания, обеспечивающей формирование сознания и чувства сопричастности учащихся к истории и культуре России и российскому обществу.Задачи проекта:- разработка содержания образовательного процесса, ориентированного на формирование российской идентичности учащихся;- подготовка педагога как со-организатора процесса самоопределения учащихся в российской истории и культуре;- организация общественной поддержки процессов формирования российской идентичности, активной гражданской позиции и инновационности учащихся г. Москвы.Ресурсы проекта: модель развивающего образования, технологии метапредметного образования, создание цикла событий, обращенных к ключевым моментам истории.Способность социального общественного действия и гражданская позиция учащихсяДля развития способности социального действия и предпринимательского потенциала молодежи необходимы расширение школьного пространства, взаимодействие школы с внешней социальной средой, участие молодых людей в реальной социальной практике.Цель проекта: внедрение технологий и методов, содействующих развитию у учащихся способности социального ответственного действия, предпринимательских качеств детей и молодежи.Задачи проекта:- внедрение технологий, обеспечивающих формирование у молодежи способностей к социальной коммуникации с представителями различных структур, анализу ситуации, выявлению проблем и планированию собственного действия в реальной социальной ситуации;- формирование практики социальных действий, связанных с волонтерской деятельностью, проектами улучшения жизни на территории, с организацией местных сообществ, социальным предпринимательством молодежи;- развитие взаимодействия школы с другими социальными структурами и ведомствами.Ресурсы проекта: технологии социальных проектов, молодежные переговорные площадки с органами местной власти, опыт окружных экспериментов, имеющаяся система конкурсов и фестивалей проектов, система волонтерской деятельности молодежи.Формирование инновационного потенциала обществаВозможность участия в модернизационном рывке должна восприниматься школьниками как пространство личных возможностей саморазвития и самореализации на благо России, как возможность включения в стратегические линии занятости экономики будущего. Необходимо восстанавливать ценности и интерес к научно-техническим дисциплинам, формировать конструкторский и инженерный тип мышления.Цель проекта: формирование деятельного и творческого отношения учащихся к стоящим перед страной стратегическим задачам модернизации и создания инновационной экономики.Задачи:- интеграция сферы образования с передовой наукой и инновационной промышленностью, введение в воспитательное пространство действующих субъектов инновационной экономики;- развитие системы трудового воспитания, ориентированной на высокопроизводительный труд в условиях инновационного развития;- развитие детско-юношеского научно-технического творчества, ориентированного на решение ключевых проблем российской науки и промышленности.Ресурсы проекта: экспериментальный опыт в сфере среднего профессионального образования, модели Школы генеральных конструкторов и образовательных детско-взрослых производств, окружной эксперимент СЗАО, выставки детско-юношеского творчества, программы «Рабочие кадры» и «Город как школа». Развитие уклада и среды школы как условия воспитанияЦель проекта: развитие среды и уклада школы, самоопределение детско-взрослых общностей к задачам формирования российской идентичности, социальной активности и социального действия, развитие отношения школьников к новым научным и промышленным задачам.Задачи:- описание типов детско-взрослых образовательных общностей по ценностям;- разработка процедур экспертизы и диагностики уровня и состояния детско-взрослой образовательной общности;- проектирование элементов уклада жизни школы, инновация технологий со-управления, организации жизни и деятельности разновозрастных коллективов разного вида. Ресурсы проекта: московские образовательные учреждения с укладами, направленными на формирование значимых для учреждения образования ценностей, модели развивающей образовательной среды, результаты работы модуля «Уклад и общность» проекта «Строим Школу Будущего», деятельность школьных психологов и педагогов-воспитателей, институт классных руководителей, школьных психологов, вожатых, социальных педагогов.Работа с различными контингентами детей: город равных возможностейВ московском регионе увеличивается неоднородность состава учащихся, связанная с имущественным расслоением населения, с появлением большого количества детей из числа мигрантов, наличие детей с особыми нуждами, детей из неблагополучных семей.Цель проекта: вооружить педагогов средствами эффективной социализации и интеграции в социальную жизнь особых контингентов детей.Задачи:- создание системы психолого-педагогического сопровождения особых контингентов детей, направленной на их интеграцию в образовательное пространство школы, социальное пространство города и инновационную деятельность;- разработка концепции воспитательной деятельности педагога в условиях работы с различными контингентами детей;- повышение профессионализма московских педагогов, связанного со способностью осуществлять эффективный образовательный процесс в ситуации одновременного обучения разных контингентов детей.Ресурсы проекта: имеющиеся научно-практические психологические разработки, интегративные модели обучения и модели инклюзивного образования, технология семейного проектирования как формы участия родителей в образовательном процессе.Развитие инфраструктуры подготовки и переподготовки кадровЦель проекта: создание инновационных программ развития необходимых компетенций в области воспитательной деятельности на современных деятельностных основаниях.Задачи:- введение проблематики воспитания в содержание высшего профессионального педагогического образования;- повышение антропологической и психологической компетентности педагогов и специалистов, задействованных в сфере воспитания за счет программ профессиональной переподготовки;- совершенствование системы переподготовки воспитательных кадров: классных руководителей, вожатых, педагогов-организаторов, социальных педагогов и пр. на деятельностной основе;- введение процедуры сертификации, гарантирующей освоение и использование современных технологий в области воспитания.Ресурсы проекта: система вузов высшего профессионального педагогического образования подчинения Департамента образования, система профессиональной переподготовки педагогических кадров (классных руководителей, кураторов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, вожатых, пр.), ресурсные центры как база практической переподготовки, профессиональная переподготовка на базе научно-исследовательских институтов.Формирование системы оценки эффективности воспитательного процесса, его качества, диагностики основных образовательных результатовСегодня эффективность образовательного процесса оценивается только по результатам обучения. Необходима система оценки качества и эффективности воспитательного процесса. Она должна отражать основные приоритеты деятельности воспитания, связанные с формированием идентичности, развитием способности действия и инновационного потенциала.Цель проекта: создание непротиворечивой и понятной педагогам системы оценивания, направленной на развитие воспитательного процесса.Задачи:- разработка системы диагностики основных результатов программ воспитания;- создание системы оценки эффективности и качества процессов воспитания;- разработка индикаторов оценки социальных эффектов воспитания.Ресурсы: Центр качеств, НИИ, ГЭП.Создание эффективных формы и моделей управления процессом воспитанияЦель проекта: создание в городе Москве единого воспитательного пространства, опирающегося на эффективную социальную инфраструктуру детства, где возможна интеграция усилий образования и других социальных институтов по воспитанию и социализации детей.Задачи:- введение структурных изменений в системе управления воспитанием на уровнях школа – округ – город;- создание регламентов и организационных моделей по согласованию деятельности всех структур, ответственных за работу с детьми и молодежью.Развитие государственно-общественного характера управления системой воспитания.
Комментарии