search
main
0

Воспитание чувств. Чудо рождается на стыке поэзии и музыки

Творческий дуэт актрисы Ольги Кабо и певицы Нины Шацкой уже стал любимым у публики, которой повезло увидеть литературно-музыкальный спектакль «Память о солнце», услышать уникальные баллады на стихи Анны Ахматовой, поэму «Реквием» в исполнении Нины Шацкой, поэму «У самого моря» из уст тонко чувствующей слово Ольги Кабо. Это двойное интервью состоялось накануне редкого для столицы показа спектакля «Память о солнце» в Доме музыки 13 декабря. Оказалось, что дуэт готов нас порадовать новым творческим подарком.

– У вас была возможность почувствовать, понять поэзию в школе?Ольга Кабо: В школе мы учили стихи не потому, что нам хотелось выучить любимое стихотворение и поделиться историей, исповедью, которая заложена в стихе, а потому что нужно – для экзамена, для урока литературы. Но в театрально-литературной школе при щепкинском училище №232, где я училась, у нас был потрясающий педагог Лев Соломонович Айзерман. Низкий ему поклон! Школьное сочинение всегда было как дамоклов меч. Мне их писала мама, или я списывала из книжек… А когда я попала в руки ко Льву Соломоновичу, я поняла, какая это свобода – писать о том, что ты думаешь, о тех чувствах, которые навевает то или иное литературное произведение, а не о том, что положено.Нина Шацкая: Я завидую Оле, что у нее были такие учителя. Я в провинции росла, в городе Рыбинске. Школа замечательная была, учителя, наверное, были хорошие. Но они меня не принимали такую, какая я есть, им хотелось меня переделать. И поэзия прошла мимо меня. От природы у меня не очень хорошая память. Все, что было связано с заучиванием и запоминанием и в математике, и в литературе, оборачивалось колоссальными эмоциональными проблемами. Выучить стихотворение и выйти к доске его рассказать я не могла. С поэзией я столкнулась уже взрослой, она в меня вошла исключительно через музыку. Для меня поэзия без музыки не существует. Когда я встретилась с композитором Златой Раздолиной и услышала романсы на стихи Анны Ахматовой, Льва Гумилева, я моментально все запомнила. Литература в школе не оставила глубокого следа. А вот в Петербурге в Гуманитарном университете профсоюзов были педагоги другого порядка. Они были лично знакомы с поэтами Серебряного века, Ахматову знали… Они давали не мертвую литературу, а жизнь. И я совершенно иначе восприняла поэзию. Все зависит от личности преподавателя.Мне кажется, такая поэзия, как, например, «Реквием» Ахматовой, вообще недоступна для понимания детям школьного возраста…Ольга Кабо: Мы с Ниной играли наш спектакль «Память о солнце» в детском лагере «Орленок». И когда мы узнали, что нашими слушателями будут дети 11-14 лет, которые только что купались в море, барахтались в песке, наслаждались каникулами…Нина Шацкая: …я сказала: «Оля, «Реквием» снимаем». А Оля: «Нет, пусть слушают!» И я безропотно подчинилась. Ольга Кабо: Мы поставили везде свечи. А свечи сразу другую атмосферу создают, возникает «таинство». Когда Нина закончила петь «Реквием», свечи догорели. В этом был потрясающий образ. И эти дети, которые только что отдыхали, резвились, вдруг затихли, стали внимательными слушателями. После спектакля к нам подходили ребята, у них были влажные глаза, они говорили: «А мы тоже так чувствуем! Как же это тонко, как же это по-сегодняшнему…» Они были абсолютно полноценными слушателями, которые готовы были принять такую великую поэзию. У нее пронзительное звучание и в XX, и в XXI веке.- Как вы работали над этим спектаклем?Нина Шацкая: А у нас два спектакля. Один, ахматовский, уже с историей, другой только зарождается – на стихи Марины Цветаевой. Они совершенно по-разному складывались. Для спектакля на стихи Анны Ахматовой уже существовали романсы композитора Златы Раздолиной, и наш режиссер Юлия Жженова думала, как…Ольга Кабо: …как меня с художественным словом внедрить в уже готовую программу. Нина до этого уже исполняла в своих программах ахматовский цикл.Нина Шацкая: Я не думала, что романсы когда-то станут частью спектакля. К счастью, все сложилось, все получилось. А второй спектакль родился исключительно по воле Ольги. Я не верила, что мы успеем. Ведь для цветаевского спектакля у нас не было музыки. Найти композитора было очень сложно. Ольга Кабо: Мы обращались к самым разным композиторам. Кто-то говорил, что он очень занят, кто-то – что Цветаева его к себе «не подпускает», что ее поэзия самодостаточна и ей не нужна другая музыка…Нина Шацкая: Один из композиторов, мой друг, написал прекрасные романсы, которые, к сожалению, со мной не совпали. Вынуждена была обидеть его отказом, хотя очень люблю его музыку. И вдруг возник молодой автор Дмитрий Селипанов. Это его первая большая работа. Он сумел написать музыку, стать соавтором Марины Цветаевой, хотя сроки были крошечные. Мы в июне познакомились и уже знали, что в феврале спектакль. Для цветаевского спектакля наша бессменная Юлия Жженова придумала невероятную вещь…Ольга Кабо: Две женщины, мать и дочь, ведут незримый диалог. Дочь Марины Ивановны Цветаевой, Ариадна Сергеевна Эфрон, обращается к уже ушедшей матери, и та откликается на ее зов откуда-то из небытия… Пройдя через тяжелые испытания, вернувшись из ссылки, обреченная на одиночество, остаток жизни Ариадна посвятила увековечиванию памяти матери – публикациям ее неизвестных произведений и части цветаевского архива. Нина Шацкая: Мы впервые представляем такой взгляд на Цветаеву. Всегда на нее смотрели как на темпераментную, страстную женщину, а у нас Цветаева мать, это совершенно иной ракурс. Ольга Кабо: Дети Марины Цветаевой, Аля и маленький Мур, уже с детства жили в рамках цветаевского понимания мира, перед ними была поставлена очень высокая жизненная планка. Такую материнскую любовь было трудно принять и соответствовать ей… Главное для нас – передать обостренное чувство любви двух самых близких, но столь непохожих друг на друга женщин, матери и дочери. Со сцены прозвучат отрывки из дневников Ариадны Сергеевны, в которых трагические перипетии жизни семьи – эмиграция, возвращение на Родину, ссылка, война, а также ее стихи, посвященные Марине, и, конечно же, стихотворения самой Цветаевой, положенные на музыку Дмитрием Селипановым.Если бы не поддержка наших меценатов, а теперь и друзей, Александра и Галины Рапопорт (компания «Эра-медиа»), спектакль бы не смог состояться! Благодаря их помощи мы творим с композитором, репетируем с Юлей Жженовой, обсуждаем костюмы с прекрасным художником Викторией Севрюковой, даже хотим до премьеры записать диск! Так что, словами Ариадны Эфрон, «пожелайте нам сил на это!..» и приходите в Дом музыки 2 февраля!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте