Как заместитель директора по воспитательной работе да и как классный руководитель, всю свою работу с детьми я должна расписать по направлениям: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, патриотическое воспитание, экологическое… Сколько же это мероприятий?!
…Самым таинственным местом в нашем доме-пятистенке был большой бабушкин сундук. Чего только в нем не было! Но более всего нас, пятерых внуков, привлекал сверток, аккуратно завернутый в нарядный платок. В этом свертке документы – от папиных боевых наград и маминой медали «Мать-героиня», наши метрики, паспорта родителей, бабушкина пенсионная книжка. И потертый на сгибах гербовый бланк. Бабушка осторожно разворачивала лист, давала нам (не в первую сотню раз!) прочитать вслух, украдкой кончиком платка вытирала слезу, не соглашалась с бумажкой: «Нет, не такой он был человек, ваш дедушка, чтобы вот так без вести пропасть. Богатырь был!»
Позже в этот сверток убирались высушенные кусочки хлеба, надкушенные моими тремя братьями перед уходом в армию. «Это чтобы живые и невредимые в родимый дом воротились», – говорила бабушка. Нужно ли было в нас воспитывать патриотизм, когда сочетания «родной дом», «родной край» не сходили с уст и бабушки, и мамы. Мы, дети, были вне себя от радости, когда временами отец, скупой на разговоры человек, рассказывал о войне. Слово «Родина» в его устах звучало по-особенному торжественно.
Патриотическое воспитание, экологическое… Наша бабушка говорила, что младенец кулачком змею может придушить. Разрешала нам цыплятами и гусятами только издали любоваться. А так хотелось потискать эти желтые пушистые комочки! «Нельзя трогать птенцов, они будут пахнуть по-другому, и мама их бросит», – бабушкин запрет так и звучит в ушах. Как-то с братом целую панаму головастиков наловили: решили кур подкормить. Бабушка: «Это лягушкины детки, нельзя их домой брать!» Заставила обратно в пруд нести.
…Однажды я свой класс повела в поход. Ребята изловили ящерицу, да такую красивую, с перламутровым отливом, и решила я принести ее домой, своих сыновей маленьких порадовать. Дети вначале были в восторге от гостьи из сказа Бажова «Хозяйка Медной горы». Поселили ее в коробке из-под обуви, травки зеленой постелили. Вдруг вижу, пятилетний ребенок мой носом зашмыгал. Бросился ко мне, обнял – и в рев: «Давай, – плачет, – унесем обратно ящерицу! Ты же говорила, что у животных тоже мамы и папы бывают. Вдруг это чья-нибудь мама». Еле уговорила, чтобы ящерица сегодня погостила у нас. А назавтра попросили мальчишек из класса унести ящерицу туда, откуда они ее взяли. Потом корила себя долго. Позарившись на ящерицу, я напрочь забыла, что уже заложила в детях вот это бабушкино «нельзя»…
Сегодня, работая с детьми, мы планируем и проводим огромное количество мероприятий, призванных развивать ребенка по различным направлениям, в то время как народная педагогика без проблем решала все эти задачи.
Мы сегодня на самых высоких уровнях решаем проблемы экологии. Заносим в Красную книгу редкие виды растений и животных, сетуем, что исчезают ценные породы деревьев. Но почему мы не бьем тревогу, что не слышим народных песен, что сегодняшние мамы не знают колыбельных, кроме как «серенький волчок тяпнет тебя за бочок», что наши дети практически ни во что, кроме компьютерных игр, не играют…
Фольклор – это наша внутренняя экологическая среда, которая сегодня нуждается в сохранении и защите.
В русском фольклорном кружке «Таусень» мы с ребятами познаем календарно-обрядовую поэзию, песни, учимся водить хороводы. Радуюсь тому, что мои шестиклассники проникаются пониманием и уважением к своей культуре. Радуюсь, что ребята любят свой край, с удовольствием участвуют в экологических субботниках, любят работать на пришкольном участке. И ужасаюсь, когда в их сочинениях читаю: «Мое любимое дерево – береза, потому что мы из нее пьем березовый сок и ломаем ее ветки на веники». А ведь столько говорили: «Береза – символ Родины».
Фаиля СИТДИКОВА,
зам. директора Нуркеевской школы
д. Нуркеево,
Туймазинский район,
Республика Башкортостан
Комментарии