search
main
0

Воспитание Человека

К 210‑летию со дня рождения Николая Ивановича Пирогова

Указом Президента Российской Федерации от 19 июня 2020 года №404 «Об учреждении ордена Пирогова и медали Луки Крымского» учрежден знак отличия, носящий имя выдающегося русского хирурга, ученого и педагога Николая Ивановича Пирогова (13(25).11.1810. – 23.11(05.12).1881). Девиз ордена Пирогова: «Милосердие, долг, самоотверженность». Награждаются орденом граждане России за самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий и других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни. Учреждение ордена Пирогова произошло в условиях пандемии COVID-19, поэтому первыми кавалерами награды стали медицинские работники и волонтеры, проявившие героизм в борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Так удивительно переплетаются славная история и героическая современность!

Николай Иванович Пирогов

Впечатляющую характеристику личности Н.И.Пирогова дал известный психолог И.А.Сикорский: «Подобно всем великим людям, Пирогов уже в самую раннюю пору жизни восчувствовал в себе широкую программу своего существования и всю ее исполнил до конца, невзирая на ее сложности и размеры. В течение всей жизни он проявлял чрезвычайную, настойчивую, неустанную деятельность. Одаренный колоссальным самообладанием, он был стоек, терпелив, смел, бодро переносил удары судьбы. Несокрушимая воля составляла главный нерв его натуры и дала ему возможность закладывать и строить здание там, где почва еще вовсе не была готова. С редкою силою воли у него соединялась глубина и проницательность нежного сердца, дававшая ему возможность чувствовать пульс жизни и событий там, где взор обыкновенного человека ничего не замечал».

Корни педагогического мировоззрения Николая Пирогова очень глубоки, и уходят они, как это и бывает, в детство. Большое влияние оказал весь уклад набожной (строго и убежденно соблюдали все религиозные обряды) и многодетной (было 14 детей) семьи Пироговых. Родителями Николаю Ивановичу оказались прочно привиты системообразующие качества его личности: истинная религиозность, искренний патриотизм и глубокая любовь к России. Патриотизм базировался на рассказах отца – участника Отечественной войны 1812 года. Образ отцовской сабли в старых ножнах Пирогов пронес через всю жизнь.

Следующим жизненным фактором, оказавшим серьезное влияние на формирование мировоззрения мыслителя, оказалась его учеба на медицинском факультете Московского университета, куда он поступил 24 сентября 1824 года, то есть в неполные 14 лет. Это время, предшествовавшее восстанию декабристов, отличалось очень насыщенной общественной жизнью, страстным обсуждением положения в стране и напряженным поиском путей дальнейшего развития государства и общества.

В университете подросток оказался включенным в деятельность вольнодумного студенческого общественно-литературного «кружка 10 нумера» (по комнате в общежитии). И хотя взгляды самого Пирогова неизменно оставались достаточно консервативными, студенческие годы привили глубокий и неизменный интерес к общественной жизни, а также предопределили широкий демократизм, столь выделявший его в последующие годы. Но вместе с тем вся эта студенческая атмосфера на длительный период вызвала его охлаждение к религии. Он становится материалистом.

Во время учебы в Дерптском (Тартуском) университете и медицинской практики в Германии в 1828-1830 годах глубокое влияние на молодого человека оказали великая немецкая философия начала ХIХ века, пронизанная общечеловеческими идеями, высоким идеализмом, а также труды немецких педагогов-идеалистов. Все это позднее и заложило фундамент философии образования Пирогова как «гуманистического идеализма».

Следующий важный внутренний этап формирования гуманистического мировоззрения Н.И.Пирогова – это насыщенная научная деятельность врача-ученого, особенно активно продолжавшаяся с начала 1840‑х и до 1856 года. В это время он создает свои фундаментальные научные труды, принесшие ему мировую известность. Здесь важно подчеркнуть и то, что вся многолетняя медицинская деятельность Пирогова, стремившегося быть «врачом не только тел, но и душ», сформировала у него прочные гуманистические убеждения, действенное сострадание к людям, подлинное понимание их психолого-физиологической природы.

Глубочайшее воздействие на личность мыслителя оказало произошедшее в 1848 году во время эпидемии чумы его горячее обращения к Богу. В «Дневнике старого врача» он так вспоминал об этом: «Мне нужен был отвлеченный, недостижимый, высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, я нашел для себя этот идеал».

Самым непосредственным образом повлияла на мировоззрение Н.И.Пирогова Крымская война, в которой он принимал участие начиная с октября 1854 года. С театра военных действий он вынес презрение и ненависть к бюрократии, к постоянной подмене формой настоящего дела. А также глубокое убеждение в том, что кардинальным недостатком людей является отсутствие духовно-нравственного стержня, высоких человеческих идеалов, что в свою очередь является следствием отсутствия истинной подготовки человека к жизни.

Характерно, что, вернувшись в Петербург, на приеме у Александра II Пирогов резко и критически рассказал императору о проблемах в войсках, а также поведал об общей отсталости русской армии и ее вооружения, чем навсегда испортил отношения с императором. Это еще раз подтверждает наличие ярко выраженного идеала в мировоззрении Н.И.Пирогова, который был связан с непоколебимыми убеждениями, абсолютной верой в правоту избранных идей.

Постепенно у него начинает выкристаллизовываться идея воспитания «истинных людей» с развитыми умственными способностями, нравственной свободой мысли и убеждениями, искренне любящих правду и готовых стоять за нее горой, способных к самопознанию и самопожертвованию.

Возможность реализовать свои педагогические идеи появилась у Пирогова, после того как в июльском 1856 года номере журнала «Морской сборник» была опубликована его программная статья «Вопросы жизни», привлекшая самое пристальное внимание. По выражению современника, «первоклассный хирург сразу является глубоким педагогом-мыслителем».

Статья вызвала огромный резонанс. Этому способствовало несколько обстоятельств. Прежде всего, конечно же, привлекала неординарная судьба автора. Героизм и трагедия Севастополя, в обороне которого хирург Пирогов принимал самое действенное участие, сделали его, по сути, национальным героем и привлекли внимание к его личности, вызвали большой общественный интерес. Безусловно, наряду с фундаментальностью, глубиной, целостностью и всесторонностью статья поражала достоверностью и искренностью. Все это позволяет считать ее по-настоящему крупным общественным явлением.

И в результате статья существенным образом изменила и судьбу самого Пирогова. По предложению министра народного просвещения А.С.Норова в начале октября 1856 года он занял должность попечителя Одесского учебного округа. Таким образом, в педагогику Николай Иванович пришел в возрасте 45 лет, человеком зрелым, со сложившимися глубокими и стойкими убеждениями, оригинальной и целостной философской картиной мира, продуманной концепцией реформирования процессов воспитания молодежи.

О причинах обращения врача к педагогической деятельности емко и образно написал педагог начала ХХ века Н.П.Сакулин: «Под гнетущим впечатлением от Севастопольской войны Н.И.Пирогов погрузился в скорбную гражданскую думу. Гражданин побеждает в Пирогове врача и ученого. Он приходит к глубокому убеждению, что мы «истинного прогресса можем достигнуть одним-единственным путем воспитания», что воспитание «после религии самая высокая сторона нашей общественной жизни».

Для ученого это было, конечно, судьбоносное решение. Ведь не только кардинально менялась сфера его профессиональной деятельности (медицина на педагогику), но изменилось и ее содержание. Вместо привычной научной, преподавательской работы и врачебной практики теперь ему предстояло в чине тайного советника (что соответствовало званию генерал-полковника) заниматься серьезной административной деятельностью. Как отметил Н.П.Сакулин, «знаменитый хирург проникся чисто евангельской верой в воспитание и решается на настоящий жизненный подвиг: он круто порывает со своим славным прошлым и делается педагогом».

Сохранились письма Пирогова, где он описывает свое душевное состояние в связи с назначением. Великому князю Константину Павловичу он писал: «Как отец и как русский, я постигаю всю важность воспитания для нашей земли и искренне желаю его видеть основанным не на одних временных потребностях страны, но на началах более глубоких и верных».

 

Остановили на полпути

В письме верному другу баронессе Ф.Э.Реден Николай Иванович так изложил свое кредо: «Я от своей независимости и от своих убеждений не отказываюсь. И ничего не ищу. Если действительно желают, чтобы я мог быть полезным, то пусть меня не останавливают на полпути; этими полпутями я следовал уже много раз: теперь я не хочу больше действовать против своей совести и своих убеждений; для этого я, может быть, слишком хорош, может быть, слишком глуп».

Результаты деятельности Н.И.Пи­ро­го­ва на посту попечителя сначала Одесского, а после отставки с этой должности с сентября 1858 по март 1861 года Киевского учебного округа всегда оцениваются двояко. С одной стороны, отмечается безусловный мощный личный вклад Пирогова, как он сам себя называл, «попечителя-миссионера», в развитие просвещения и образования на территории этих учебных округов, который проявлялся буквально во всем. Как заметил в данной связи А.А.Мусин-Пушкин, «это был редкий попечитель – вдумчивый философ, всегда осуществлявший серьезную педагогическую реформу, заранее всесторонне продуманную, являющуюся результатом не случайной мысли, а целой педагогической системы, неукоснительно им проводимой».

Вместе с тем если посмотреть на это со стороны личной карьеры, то его деятельность действительно вряд ли можно признать успешной. Отставки Н.И.Пирогова с постов попечителя учебных округов, разумеется, объясняются тем жестким противостоянием, которое он встретил со стороны всего бюрократического аппарата ведомства народного просвещения, мгновенно почувствовавшего в нем опасного чужака. Обвинения, которые ему предъявлялись, были достаточно традиционны для реформаторов в сфере образования. Крайне опасной считалась деятельность попечителя по просвещению широких слоев трудящихся, выразившаяся, в частности, в поддержке открытия в Киеве первой в России воскресной школы. Эти школы сразу же попали под подозрение, прямо скажем, небезосновательное, в распространении революционных идей.

Но особенно раздражали бюрократию подлинный демократизм Н.И.Пирогова, его стремление решительно поддерживать различные формы самодеятельных организаций и объединений студенчества, гимназистов старших классов. В этом чиновничеству виделась исключительно опасность распространения «вольнодумства и нигилизма».

Непосредственным же поводом отставки с поста попечителя Киевского учебного округа стал решительный отказ, высказанный Николаем Ивановичем на личной встрече с императором Александром II, выполнять надзорно-полицейские функции по отношению к студентам, которые с начала 1861 года возлагались на попечителей учебных округов. Все эти обстоятельства и привели согласно указу от 13 марта 1861 года к увольнению Пирогова с поста попечителя Киевского учебного округа. Пирогова опять, по его выражению, «остановили на полпути». Как с объяснимой горечью написал Николай Иванович в частном письме баронессе Ф.Э.Реден: «Во мне не хватает чего-то, чем необходимо обладать, чтобы быть приятным и казаться полезным».

Безусловно, исторически трагично, что сразу после отмены крепостного права и начала этапа прогрессивного развития всех сторон общественной жизни, особенно образования, Н.И.Пирогов парадоксально и несправедливо оказался не у дел, хотя как раз наступало его время. Весной 1862 года он был командирован за границу «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». Главное поручение состояло «в руководстве и направлении молодых людей, готовящихся к профессорской деятельности». И здесь ученый проявил свои способности и столь присущую ему ответственность. Он посетил свыше 20 европейских университетов, ознакомился с построением в них образовательного процесса. Умело направлял научную работу молодых ученых и поддерживал их стремления и начинания.

Однако после покушения Д.В.Ка­ра­ко­зо­ва на Александра II и начавшейся смены политического курса, связанной с постепенным сворачиванием реформ, Н.И.Пирогов был отозван в Россию и 17 июня 1866 года отправлен в отставку. После этого к педагогической деятельности он больше не вернулся. Поселившись в своем небольшом имении Вишня Подольской губернии (ныне Винницкой области), он продолжил частную врачебную деятельность. Умер Николай Иванович от рака горла 23 ноября 1881 года.

Высокую и точную оценку дал Н.И.Пирогову П.Ф.Каптерев: «Мы имеем в нем убежденного педагога-гуманиста и притом интеллектуалиста чистой воды. Пирогов отходит от нас не в прошедшее, а в будущее, становится не позади, а далеко впереди нас. Ему еще предстоит жизнь, его время еще придет, то есть осуществление его идей, еще не выполненных в настоящем, принадлежит будущему. Его можно сравнить с Вифлеемской звездой, показавшей путь волхвам к истине – Христу».

 

Совесть и стыд

Как можно представить целостный образ педагогических идеалов Н.И.Пирогова? Базовой категорией в его педагогической системе являлось понятие «человечность». Именно воспитание человека выступало основной целью всей его педагогической деятельности, определяло идеальную конструкцию образовательного процесса. По выражению В.А.Волковича, «про Пирогова можно сказать, что вся педагогическая система его есть глубокое воплощение личности его. Центральным ядром педагогической системы Н.И.Пирогова является идеализм и любовь к человечеству».

С этим положением непосредственно связан и подчеркнуто общечеловеческий характер педагогической философии Н.И.Пирогова. В основе его педагогической концепции лежала просветительская идея: сначала «научиться быть человеком, а затем гражданином своей страны, приносящим ей пользу своим трудом». В данной связи им ставилась стратегическая задача в сфере воспитания – «научить детей с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной».

Казалось бы, здесь явно просматривается насилие над детской природой. Однако Пирогов постоянно подчеркивал необходимость идти от ребенка, от его «чудного детского мира». По сути, в этом посыле и заключается педагогическое кредо Пирогова, которое состояло в том, чтобы выделить специальный длительный период формирования личности ребенка, пробуждения в нем подлинной веры и воспитания человечности.

К достоинствам Н.И.Пирогова следует отнести и то, что он не ограничился декларированием общих подходов к воспитанию человечности, но предложил продуктивные методы и формы достижения такой высокой цели. Так, например, в качестве главных воспитательных факторов им признавались такие категории, как совесть и стыд. Мыслитель-гуманист был глубоко убежден, что любое внешнее наказание избавляет наказываемого от главного – мук совести, переживания стыда. И этим делает само наказание не просто бессмысленным, но и крайне вредным для процесса воспитания человека. Оно, по сути, лишает педагога важнейших воспитательных средств апеллирования к стыду и совести. Именно поэтому он выступал против телесных наказаний учащихся или стремился их максимально ограничить, что ему и удалось сделать в Киевском учебном округе, сократив в гимназиях их количество с 4000 в год до двух экзекуций за этот же период.

 

Быть или казаться?

В основе его педагогической системы лежала глубокая любовь к человеку и человечеству, определяющая «доведенный до высшего напряжения идеализм». Разработанная им философия образования носила ярко выраженный религиозный характер, но в особом, присущем мыслителю общечеловеческом духе.

Цель педагогической деятельности в широком смысле виделась ему в подготовке человека к жизни вечной, спасении его бессмертной души. Сначала воспитание должно быть обращено исключительно или, по меньшей мере, приоритетно к душе ребенка, «надо дать время состояться и вызреть его душе». И только затем следует развивать ум и сердце. Квинтэссенция воспитательных воздействий заключалась в том, чтобы формирующаяся личность успела стать человеком на основе внутренних духовных сил, пока не наступил неизбежный дуализм.

Отсюда вытекала центральная для Пирогова педагогическая задача – предотвратить или как минимум насколько возможно отсрочить столь опасный и чреватый, по его убеждению, раскол личности, выраженный им в известном противоречии «быть или казаться». По Пирогову, быть – осознавать себя самоценной и самодостаточной человеческой личностью, стремиться к идеалам веры, добра, справедливости, патриотизма. Казаться – значит не жить полноценной самостоятельной жизнью, а играть, исполнять отведенную тебе государством и обществом роль.

Именно с этим принципиальным для Пирогова постулатом и было связано столь жесткое и шокирующее современных читателей неприятие им раннего интеллектуального развития, а особенно включения детей в различные театральные постановки (как стимулирующие у них опасный искус «казаться, а не быть») и любой соревновательной деятельности. Стержневая мысль его педагогической концепции: «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку!» «Не спешите с вашей прикладной реальностью, – призывал он. – Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку: наружный успеет еще действовать: он, выходя позже, но управляемый внутренним, будет, может быть, не так сговорчив и ловок, как воспитанники реальных школ, но зато на него можно будет положиться – он не за свое не возьмется. Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное, у вас будут люди и граждане».

В идеале данный период воспитания внутреннего человека должен был охватывать все время получения общего образования, то есть до окончания гимназии, но по крайней мере до 14-15 лет. Отсюда столь страстное неприятие Н.И.Пироговым всех форм профильного обучения, специализации, введения любых предпрофессиональных и профессиональных знаний, предметов, практик в среднее образование. Более того, он даже ратовал за то, чтобы два первых курса университета носили общеобразовательный характер.

 

Школа и жизнь

В данной связи главной темой размышлений Николая Ивановича Пирогова являлась проблема взаимоотношений школы и общества, школы и жизни. Здесь он равно отвергал оба существовавших тогда варианта. Ему было неприемлемо искусственное отгораживание школы от жизни путем организации воспитания в закрытых учебных заведениях, что составляло основу идеологии Просвещения. Но и подчинять жизнь и строй школы существующим государству, Церкви и особенно обществу, которое он считал глубоко порочным, мыслитель тоже решительно отказывался.

Главная цель школы – воспитать в человеке свободную и сознательную личность. По убеждению ученого, в задачу воспитания должно входить «возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное образование нравственных современных убеждений, образование твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества».

Именно в этом ракурсе и принципиально расходился Пирогов с существующим общественным мнением в вопросах образовательно-воспитательной деятельности как семьи, так и государства. Для него в равной мере были неприемлемы и семейные устремления, в прикладной плоскости центрировавшие процесс образования детей только на «заработке куска хлеба», и государственная образовательная политика, рассматривавшая личность ребенка и цели воспитания исключительно инструментально – в интересах гражданского служения. В то время как в идеале эти социальные институты «должны помогать достижению всецелого и всестороннего развития способностей и добрых наклонностей ребенка».

Разрешение сложившегося противоречия виделось Пирогову в превращении школы в «лабораторию выращивания государственных и общественных идеалов» и последовательном распространении этих высоких идеалов на жизнь общества. В данной связи педагог требовал от школы подготовки людей, способных стать «руководителями жизни, а не ее слугами». То есть школе придавалась опережающая и формирующая по отношению к общественным структурам роль. Для этого она должна была восстановить свое главное предназначение – быть руководителем жизни на пути к будущему.

 

Атлет жизненной борьбы

Опыт Крымской войны убедил Николая Пирогова в том, что для человека жизненно необходим внутренний стержень. Он обратил внимание на обычную картину. Вот два молодых офицера-сверстника из одной социальной среды, они получили одинаковое воспитание. Но один героически поднимает роту в атаку и погибает за Родину, а другой окопался в штабе, лебезит перед начальством, «дерет чины», ворует солдатское довольствие. Пирогов глубоко задумался, почему так происходит, и пришел к выводу, что только человек, имеющий идеалы, сохраняющий титановый внутренний стержень, – это и есть настоящий гражданин своей Родины.

Мыслитель тяжело переживал и над другой, в общем-то, типичной судьбой молодых людей. Прекраснодушный юноша, оканчивающий гимназию или университет, горящий чистыми идеалами служения Отечеству, поступает на службу. И за пару месяцев от его идеалов не остается ничего. Жизнь быстро и безжалостно ломает эту прекрасную личность. Он, как все, «волокитит дела», вымогает взятки, выслуживается перед старшими по чину, унижает младших, попивает, играет в картишки.

В качестве противодействия этой разрушительной силе «обычной жизни» Пироговым подробно обоснован процесс подготовки «юного атлета жизненной борьбы». Мыслитель призывал к воспитанию «сознательных работников, а не бессловесных исполнителей; членов общества, способных не приспособляться к житейскому злу и уживаться с ним, а людей, научившихся понимать это зло и умеющих бороться с ним». Отсюда центральный тезис, провозглашенный в «Вопросах жизни»: необходимо «приготовить воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив все способы и всю энергию выдержать неравный бой».

Нравственное формирование личности нельзя считать завершенным, если у человека нет сознательного стремления к самосовершенствованию, желания путем напряженной внутренней работы выработать у себя твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, развить у себя волю и характер, необходимый для борьбы за свои убеждения. Нравственно сформированный человек имеет твердую мировоззренческую позицию и действует в соответствии с ней. Это требует неустанной работы над собой, умения вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки и недостатки, преодолевать в себе низменные и эгоистические стремления.

 

Вдохновенное учительское слово

Пирогов подчеркивал, что «просвещение никогда не достигнет настоящей цели, если наставник гимназии преподаванием наук не разовьет способности учащихся, не возбудит в них любовь к предмету. Не сама наука, а стройное методическое приготовление умственной восприимчивости учащихся к науке и возбуждение самостоятельности ума – цель гимназического учения».

Главным для педагога выступали сознательное субъектное участие школьников в образовательном процессе и организация диалога между наставником и его питомцами. Поэтому, шокируя педагогическую общественность и чиновников, Н.И.Пирогов последовательно выступал против таких незыблемых основ образовательного процесса, как экзамены и оценки. В них он видел лишь торжество столь ненавистной ему формы над реальным содержанием образования.

Учитель в процессе преподавания должен был широко применять наглядность, а главное – на уроке должно было постоянно звучать вдохновенное учительское слово, содействующее «развитию душевных способностей учащихся».

Для реализации данной задачи Пирогов предлагал такие методы и формы, как диспуты, литературные, исторические и другие научные беседы. Их цель состояла в том, чтобы «подготовить молодежь к университетскому труду, развить в них самодеятельность, которую мы должны считать венцом обучения в средней школе».

В результате на уроке и в целом в школьной жизни должна была утвердиться особая атмосфера нравственных связей и взаимного доверия между педагогами и их воспитанниками. Возникал столь ценимый Пироговым идеал «школы дружно-трудовой жизни учащихся».

 

Пирогов – освободитель школы

Хорошо о месте и роли Николая Ивановича Пирогова в развитии российского образования написал известный педагог начала ХХ века Н.П.Сакулин: «Вошел Пирогов в русскую школу, и в ней сразу стало светло и радостно. Он как бы распахнул двери в затхлые подвалы дореформенной школы, и сюда ворвался теплый луч солнца, струя свежего воздуха, шум жизни. Старому, заматерелому в рутине педагогу не оставалось ничего другого, как собрать свои обломанные розги и истрепанные учебники и с мрачным видом покинуть класс обновляемой школы. Пирогов явился педагогом-освободителем: он внес в школу такие освободительные начала, которых не знала дореформенная школа и в которых нуждалась Россия. Под его непосредственным влиянием начала быстро развиваться наша педагогическая мысль. Пирогов рисуется нам одной из крупнейших фигур своей эпохи, человеком, воплотившим в себе дух реформаторства и свободы».

Воистину, такие люди уходят только для того, чтобы остаться навсегда. Выдающий ученый, гражданин и патриот России Николай Иванович Пирогов из своей более чем полувековой научной и общественной деятельности специально посвятил образовательному поприщу менее пяти лет. Но этого хватило, чтобы его имя заняло место среди крупнейших отечественных педагогических мыслителей и деятелей образования.

Больше века назад, в 1910 году, когда педагогической общественностью широко отмечалось столетие со дня рождения Н.И.Пирогова, известный общественный деятель С.А.Золотарев провидчески подчеркнул: «Чествование Пирогова не может ограничиваться одним только признанием его исторических заслуг. Его мысли нужны нам самим. Исторические имена то ж, что боевые знамена. В благоговейном молчании подходят к ним, когда они хранятся в музеях и пантеонах. Но, чтобы попасть туда, они раньше должны были реять в воздухе, среди бранного шума над местом ожесточенной схватки. Имя Пирогова заслуживает бессмертия и зовет наше учительство не к праздному восторгу, а к организованной борьбе за свободную единую школу, за права личности и учащих, и учащихся, за торжество научной истины и общественной правды».

Сейчас, когда в российском образовании вновь самое серьезное внимание обращено на вопросы патриотического воспитания, идеи и взгляды педагога-патриота приобретают особую актуальность. Складывается убежденность, что наконец-то наступает время Пирогова.

 

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте