search
main
0

Воспитание благородства. Состоялся Второй форум школьных добровольческих отрядов

Мне всегда казалось, что волонтерство в такой сфере, как образование, – это нечто похожее на тимуровские команды. В школах создают объединения, чтобы помогать старикам, устраивать концерты в больницах, дарить подарки, сделанные своими руками, сиротам в детских домах. Это очень благородное дело, которое воспитывает в наших детях доброту и душевную щедрость. Но недавно я поняла, что школьное добровольчество – понятие куда более широкое и глубокое. Это огромный круг деятельности и самые разнообразные формы участия юных граждан в жизни общества. Мало того, деятельность эта осуществляется на благо широкой общественности без расчета на материальное вознаграждение. Так утверждает закон Российской Федерации.

Большой разговор о том, как развивается, какие новые формы принимает добровольчество в образовании, состоялся на Втором форуме школьного волонтерства. Он проходил в Московском доме общественных организаций. Инициировали молодежное добровольческое движение в нашей стране, которое включает в себя и школьников, региональная молодежная общественная организация «Центр содействия созданию добровольных трудовых молодежных отрядов» и Межрегиональная общественная организация врачей-реабилитологов. Да, добровольцы не получают денег за свой подчас совсем не легкий труд, но наградой для них становится нечто другое – моральное удовлетворение от того, что ты делаешь что-то полезное, важное для людей, что приносишь кому-то радость. Эта мысль была одной из ведущих на всех площадках. Однако многие ребята получают в добровольчестве практические навыки. Этому был посвящен разговор на тему «Добровольчество и профориентация». Добровольчество вообще может стать определяющим фактором в выборе будущей профессии. Может рассматриваться как технология, формирующая профессиональные навыки школьника. Он может захотеть стать озеленителем или медсестрой, педагогом или социальным работником. Движение школьного добровольчества нуждается в поддержке семьи. Если ребенок видит одобрительные взгляды своих родителей, которые готовы помочь ему в этом деле, он, конечно же, закрепится в своем стремлении приносить людям пользу. Один миллион детей в Москве – это школьники. Волонтеров из них сто тысяч. А между тем школьное добровольчество пока еще не закреплено в законодательстве города. И это по меньшей мере странно, потому что волонтерство – весьма эффективная технология, которая позволяет реализовывать государственную политику в области воспитания молодого поколения. Волонтерство, безусловно, дело добровольное, и волонтеры не ждут благодарности за свою работу. Однако почему бы государству, которое заинтересовано в воспитании благородства в душах молодого поколения, не создать наилучшие условия для развития движения, которое это благородство воспитывает? Почему бы, например, не учитывать участие выпускника в общественной работе, когда он поступает в вуз? Это всего лишь одна, и небольшая, деталь, но она нуждается в законодательной проработке и закреплении. Есть и иная сторона этой проблемы, но тоже требующая некоего законодательного решения. Сколько, например, может работать ребенок, исходя из его физиологических особенностей, в какое время суток, если он с утра на учебе? И таких аспектов много. Их надо решать законодательно. Одной из самых интересных на форуме стала площадка под названием «Лучшие практики». Речь там зашла об опыте и формах школьного добровольчества. Без преувеличения, с огромным энтузиазмом поделилась опытом своей работы преподаватель «Романовской школы» Москвы, главный школьный специалист по безопасности на дороге Татьяна Окань. Вместе со своим учеником, главой военно-патриотического направления в совете школы Егором Устиновым они рассказали о патриотическом волонтерском отряде. – Вообще в совете, – сказал Егор, – четыре направления: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое и СМИ. Для нашего направления главным проектом стала дружба с волгоградскими школьниками. Наши ребята из волонтерского отряда регулярно приезжают в этот замечательный город-герой. И вместе с ними мы встречаемся с участниками Великой Отечественной войны. Много разговариваем с ними. Слушаем их рассказы. Помогаем в любой просьбе. Сами смотрим, определяем, чем можем помочь, в чем они нуждаются. Еще один город, куда ездят наши волонтеры, – это Смоленск. Мы реставрируем в области памятники, посвященные 8-й дивизии ополчения. Недавно наши ребята участвовали в мероприятиях в честь 75-летия Московской битвы, где также вспоминали о героях смоленского ополчения. И всю эту работу ребята выполняют не в учебное время, что очень важно, если они считают себя волонтерами. Мало того, это работа постоянная, не от случая к случаю. Без нее каждый из них уже себя не представляет, она стала основой их личности, потребностью души. Но и это еще не все! Этой потребностью они зажигают и ребят в других городах. Доброта растет, ширится, множится. И это тоже важная характеристика добровольчества как общественного объединения. После поездок ребята еще и устраивают интернет-дискуссии и телемосты, благодаря которым к ним примыкают еще больше желающих делать конкретные добрые дела. Подобная волонтерская работа плавно вплетается в идею Российского движения школьников. Появляется возможность получить поддержку от российского движения. – Очень важная тема для меня, как организатора волонтерства, – продолжает рассказ своего ученика Татьяна Викторовна, – это некоторые подводные камни, проблемы в нашей работе. И главная состоит в том, что нет уставов волонтерских отрядов, нет нормативных документов. Но это крайне необходимо, чтобы все работали, разумеется, не по шаблону, но в едином направлении, чтобы не было разрозненности. Ведь волонтерство – это не просто добрые дела, это совершенно определенная философия воспитания и традиции. Ребята, которые ездят в Смоленск и Волгоград, не только помогают ветеранам, что само по себе очень важно, но они сохраняют традиции и память. А это уже категория более высокого порядка! Вот уже более 12 лет Татьяна Окань занимается обучением детей правилам дорожного движения, начиная с детского сада. Ребята 3-4-х классов прошли подготовку в отряде юных инспекторов дорожного движения. В Романовской школе решили, что у них будет еще и волонтерский отряд старшеклассников, задачей которого станет помощь педагогам в обучении правилам дорожного движения младших детей. Они ходят в детские сады и к ребятам из младшей школы, придумывают праздники, акции, соревнования. В школе родился замечательный персонаж – Зебренок. Это огромная плюшевая ходячая игрушка. Роль эту взял на себя старшеклассник Макар Мельник. Конечно, ему очень непросто, в костюме трудно двигаться и жарко… Но когда Макар видит, что малыши хорошо запоминают правила и при этом получают море радости, он готов снова и снова терпеть трудности своей роли. Много работы приходится проводить и со старшими учениками, например, с теми, кто никогда не снимает наушники, постоянно слушает музыку, не замечая ничего вокруг. Они и дорогу переходят в наушниках… Разумеется, добровольчество отнимает много времени, поскольку ребята трудятся после уроков. Однако волонтеры любят свое дело, ведь они понимают, что помогают сберегать немало жизней! Четвертый год в День жертв памяти ДТП в школе проводится акция «Твоя жизнь дорогА». Она включает в себя и лекции, и праздник, и конкурсы рисунков, и разговоры с инспекторами дорожного движения, и просмотры различных роликов по безопасности на дорогах. Однажды дети и взрослые задумали акцию «Безопасный переход». И, чтобы получилась она запоминающейся, решили сшить огромное полотно в виде пешеходной зебры. Ну что же, решили – сделали и… обмотали им каждое дерево, что растет вокруг школы! Люди приходили специально, чтобы посмотреть на такое чудо. Форум закончил свою работу выработкой резолюции, которую решено направить во все органы исполнительной власти Москвы, для того чтобы совместными усилиями состоялось закрепление школьного добровольчества в законодательстве столицы, чтобы продвигать волонтерство во всех округах и районах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте