search
main
0

Воспитал человека – отправься в путешествие

О круизах, гастрономии, профессиональных испытаниях и куклах

Каждый учитель и родитель имеют собственный подход к воспитанию ребенка. Поделиться своими идеями и наработками с коллегами можно с помощью профессиональных испытаний, которых сегодня великое множество на любой вкус и для любой аудитории. Одним из них является Всероссийский ежегодный педагогический конкурс «Воспитать человека». Его главная цель – создание платформы для обмена опытом между выдающимися профессионалами. Организаторов конкурса (Министерство просвещения России, Общероссийский профсоюз образования и Российский детско-юношеский центр) волнует воспитание социально ответственных граждан на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций России. Финалисты конкурса получают приз – сертификат на путешествие по России. Причем маршрут и дату можно выбрать самостоятельно. Декан социально-гуманитарного факультета филиала РГППУ в Нижнем Тагиле Ирина ДАРЕНСКАЯ в 2022 году победила в номинации «Семейное воспитание». Ее выбор пал на речной круиз по маршруту Казань – Волгоград – Казань. Во время поездки помимо столицы Татарстана ей удалось посетить Самару, Саратов, Волгоград и Ульяновск. Преподавательница поделилась с нами впечатлениями от поездки.

Путешествие в незнакомый город – это масса приятных впечатлений

 

– Ирина Викторовна, за победу на конкурсе вы могли выбрать абсолютно любое направление, почему остановились на речном круизе?

– Я очень люблю речные круизы. В них всегда есть масса приятных моментов. И главный – возможность побыть с семьей. Мы живем в бешеном темпе, когда времени правда не хватает. Второй неоспоримый плюс заключается в том, что круиз – это всегда смена картинки. Мы тогда развиваемся, когда наш мозг активно работает, получая свежие впечатления, а круиз – это возможность каждый день видеть новый город, знакомиться с его историей. Есть возможность сменить обстановку, получить новые знания. Кроме того, на теплоходе классная программа. Я преподаватель, и мне всегда было очень интересно узнать, как методически строится работа с клиентами. В круизах проводятся мастер-классы в разных форматах, это заряжает энергией и энтузиазмом. А еще, что важно, можно читать книги! Сидишь на палубе с любимым романом, пьешь кофе – это такой класс!

– Вы с мужем решили дополнить круиз, который завершился в Казани, путешествием на машине. Что вас к этому подтолкнуло?

– Когда ты едешь на своем транспорте, можно останавливаться где хочешь, самому выстраивать маршрутные траектории. Я, например, люблю путешествовать, видела многое, была в самых разных городах, но вот Удмуртию и Башкирию близко узнала только сейчас. Поездка «своим ходом» – это еще и возможность попробовать национальную кухню. Можно останавливаться не в больших городах, где полно таких же пилигримов, а в маленьких селах и деревнях. И могу твердо сказать: перепечи (блюдо удмуртской кухни в виде ватрушки с соленой начинкой. – Прим. авт.) в Ижевске и в каком-нибудь маленьком населенном пункте Удмуртии – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Детям они очень понравились. На самом деле это потрясающий национальный колорит, когда перепечи тебе подают горячими прямо из печи. Гастротуры представляют не только гастрономический, но и образовательный интерес. Ведь когда ты, например, даешь ребенку удмуртскую ватрушку, ты ему рассказываешь, откуда она взялась, с чем связана история ее возникновения, как ее делают. Это формирует у ребенка в том числе и экосознание, направленное на сбережение ресурсов. Мы как преподаватели и родители можем любую тему вывести на формирование нужной ценности. Национальная кухня учит экономному отношению к природе. Она против культуры потребления и за то, что любой ресурс, добываемый трудом, нужно беречь, перерабатывать, тем самым экономя свои ресурсы и заботясь о природе.

– Какое место вам запомнилось больше всего?

– Я часто и активно езжу в разные регионы по работе, видела практически все города этого маршрута, кроме Ульяновска. Когда я была октябренком, а потом пионером, мы читали очень много романов, повестей и рассказов, в которых этот город упоминался в связи с фигурой Владимира Ильича Ленина. И вот теперь, когда я оказалась непосредственно здесь, все это ожило в памяти. У меня, например, один из любимых таких рассказов – «Секрет» Зои Вознесенской. Поэтому моментально вспомнила истории про Вову и Маняшу. После этого я по-другому стала относиться к воспитательному наследию семьи Ульяновых. Там я поняла, что их методы воспитания очень хорошо работали и формировали потрясающее пространство внутри семьи.

– У себя в блоге вы написали, что в поездке почерпнули новые для себя педагогические практики. Можете поделиться, какие именно? Это было связано с семьей Ульяновых?

– Не только это. Там был очень интересный экскурсовод, которая реально показала ценность дореволюционной системы воспитания, ее многогранность и фундаментальность. Становится понятно, что, стремясь вперед и развиваясь, всегда нужно помнить о том, что осталось в прошлом, и брать оттуда все самое лучшее.

Кукла-мотанка: наш ответ Барби!

 

Еще на теплоходе был очень интересный мастер-класс по куклам-оберегам и куклам-мотанкам. Мне очень нравится, как разные авторы курсов выстраивают эти мастер-классы с точки зрения методики работы с аудиторией. Я свою первую куклу-мотанку сделала, когда готовилась со студентами к чемпионату WorldSkills «Молодые профессионалы». Мы участвовали в номинации «Экскурсионная деятельность» и провели мастер-класс по куклам. С тех пор я их коллекционирую. Меня интересует, как можно их делать с учетом колорита, местности и педагогических задач. Поэтому из путешествия я вернулась с новыми куклами. У меня дочь увлекается разным рукоделием. Когда приехали домой, с ней еще раз попробовали сделать кукол уже сами. Это навык, полезный не только для меня, но и для нее, она возьмет его в свою дальнейшую деятельность.

…Ирина Викторовна поделилась своим опытом активного преподавателя. Она участвует в разных конкурсах и как наставник студентов, и как мама. В этом году ей предложили участвовать в очередном испытании «Воспитать человека», но теперь уже в качестве эксперта номинации «Семейное воспитание». По ее словам, конкурс дает возможность подружиться с коллегами из самых разных уголков страны, ознакомиться с их практиками, узнать, как в разных регионах решают одни и те же задачи. Педагог считает, что это мероприятие помогает систематизировать свой опыт, самостоятельно увидеть плюсы и минусы своего подхода. При этом конкурс дает возможность завести полезные для образовательной среды деловые связи. Ирина Викторовна рассказала, что в прошлом году познакомилась с Анной Богдан, которая стала лучшим руководителем музея. И позже они провели телемост между Нижним Тагилом и Петербургом. Ребята, которые работают в инклюзивном музее для людей с разными ограничениями по здоровью, поделились своим опытом со студентами социально-гуманитарного факультета филиала РГППУ.

– В каких конкурсах вы собираетесь или, может быть, пока просто мечтаете поучаствовать?

– Современное образовательное пространство дает возможность гибко реагировать на новые мероприятия нашей специальности. Мы со студентами участвуем в конкурсе «Моя страна – моя Россия». У ребят был интересный конкурс о практиках в семье, об уроках гражданственности. Всегда стараемся смотреть, что нового появляется. Допустим, есть Всероссийский конкурс «Флагманы образования», наши студенты в нем тоже участвуют. Мы консультируем команды, которые идут на управленческие должности.

Я всегда слежу за графиком проведения и появлением новых конкурсов, стараюсь если не сама в них участвовать, то увлекать всех, с кем общаюсь. А еще мои студенты участвуют в «Большой перемене». Мы стремимся охватывать все возможные мероприятия.

– А конкурсы семейной практики, должно быть, вам тоже интересны?

– Да, вот ждем подведения итогов конкурса семейных видеороликов. Наша работа вошла в шорт-лист. Второго числа в Москве будет награждение участников конкурса «Время писать книги», в котором мы стали победителями. Там мы представили на суд жюри семейную книгу «Дегтяревы – это сила, стальная жила!». Еще победила книга нашей школы, где учится ребенок. Она стала лучшей работой класса, поэтому мы второго числа поедем в Москву на награждение в этом конкурсе.

…Ирина Викторовна – кандидат исторических наук, поэтому обучение детей истории для нее очень важно. Главное в ее подходе – это правильно понимать, с кем она работает. Например, преподаватель старается формировать в своих детях ценности через те или иные увлечения. По словам Ирины Викторовны, это можно делать с помощью рисунков, клипов, подкастов, постеров. Когда они видят, что из их знаний и труда получился продукт, им становится интересно, возникает стремление продолжать это занятие.

Она рассказала, как недавно ездили с дочкой в родовую деревню, где снимали короткие видеоролики о семейном доме, быте. Плоды этого творчества отправили на конкурс «Расскажи миру о своей России», участники которого должны создать короткое видео о каком-то объекте своего региона, города, села. Ирина Викторовна считает, что это хороший способ привлечь внимание ребенка к истории страны. По ее словам, продуктоориентированность, проектоориентированность и учет интересов – это навыки, которые позволяют ненавязчиво сформировать в ребенке базовые ценности.

Ника ТКАЧЕНКО, студентка журфака МГУ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте