Культура речи, без всякого сомнения, неотделимая, органичная часть русского языка. В школах Воронежской области уже более десяти лет в качестве регионального компонента преподается спецкурс «Культура общения», а в дополнение – риторика. Инициатором введения этого предмета в воронежских школах стал наш известный ученый, доктор филологических наук, профессор Иосиф Абрамович Стернин. Сейчас он ведет курсы по культуре общения в областном институте повышения квалификации учителей, написал несколько учебников, им созданы словари, некоторые очень интересные, например первый словарь молодежного жаргона. Одним словом, Иосиф Абрамович остается признанным лидером в области речеведческих исследований и популяризации русского языка, и очень многие школьные учителя поддерживают и разделяют его идеи.
В нашей школе преподается культура общения, а моя коллега Наталья Георгиевна Смотрова занимается с учениками риторикой. Это позволяет ребятам успешно выступать на различных конкурсах и фестивалях по культуре речи, участвовать в молодежных социально-политических форумах. Десятиклассница Елена Разинкина уже дважды занимала первые места в районных конкурсах «Лидер-2007» и «Лидер-2008», также в 2008 году заняла третье место на региональном фестивале риторики и получила диплом третьей степени на международном фестивале «Планета детства» в Сочи в номинации «Художественное слово». В нынешнем 2009 году у нее было успешное выступление на региональной научно-практической конференции «Культура речи и ее формирование» с темой «Русский язык глазами школьника». Кстати, там выступал и еще один ученик Натальи Георгиевны – девятиклассник Роман Обухов.
Преподавать культуру общения или нет, в конечном счете решает все-таки школа. При этом учитывается несколько условий, главные из них – финансовое и наличие подготовленных кадров. Чтобы преподавать культуру общения, надо окончить специальные курсы. Если школа заинтересована в воспитании коммуникационной компетенции учащихся, она уделяет внимание этому спецкурсу. Если школа более нацелена на естественно-научный или математический профиль, то обычно культуре речи как предмету внимания уделяется очень мало. Хотя детям этот спецкурс дает многое.
В стандартах нового поколения заявлено, что деятельностный подход, который приходит на смену компетентностному, предполагает не только знание, как это делается, но и свободное владение своими знаниями. В нашем случае это свободное использование знания того, как надо общаться на разных уровнях. Пример Елены Разинкиной в этом смысле очень удачен. Она участница научно-практической конференции, соответственно можно говорить о том, что девушка умеет общаться на научном уровне. Она участвует и побеждает в конкурсе лидеров, а это означает владение соответственной культурой речи в среде своих сверстников. Призовое место на фестивале доказывает, что старшеклассница хорошо общается на уровне художественного слова. То есть на всех уровнях человек может и должен себя проявить, и в этом ему помогает культура речи. Родной язык не должен становиться препятствием к социализации личности.
Вспоминая классиков, можно сослаться на пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»: в Англии даже в цветочный магазин невозможно было устроиться работать продавщицей, если ты хорошо не владела английским языком. Сегодняшний день ставит перед молодыми людьми похожие задачи. Ведь для того чтобы устроиться на работу, человеку приходится демонстрировать себя со всех сторон, особенно востребованы креативность, умение общаться на разных уровнях, то есть та самая коммуникативная компетенция.
Вера ТИМОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы лицея №8, Воронеж
Комментарии