Высшим назначением человека – будь то музыкант, гениальный ученый с титулами и степенями или крестьянин от сохи – было и остается поныне воспитание подрастающего поколения, молодого, идущего на смену. Чем было бы человечество, презри оно свою главную задачу – растить детей? Кратковременной вспышкой разума посреди стихии животного существования земной “биомассы”. Человеческий род, не оставивший достойного потомства (или оставивший из-за отсутствия воспитания потомство недостойное), вырождается. След от него изглаживается за век, а то и меньшее время. Мудр тот академик, режиссер, скрипач, который не только блеснуть в миру успевает, но и сохраняет переданную ему от предков искру Божию и в потомках. Художник от Бога или безвестный маляр по-человечески тем важны, что дали детям праведную жизнь (а миру – детей). Сформировать из своих детей, осознанно или только личным примером, достойных людей – дело, наполняющее смыслом существование каждого из нас. Воспитывать же чужих детей, опять-таки осознанно или только личным примером, – дело в высшей степени благородное, предназначенное тому, кто избрал учительскую стезю. Это дело, которое составляет высший смысл существования всего человечества в целом.
Читатель может возразить на мое утверждение: “Какое там! Высший смысл? – А, может быть, брокером на бирже?! Судя по зарплате, пожалуй…” Действительно, так можно подумать: не воспитание следующего поколения теперь важнейшая из задач нашего общества, а другая – заработать больше денег, купить больше вещей. Ученики уже перестают понимать своих учителей: что движет нами, когда мы свое время и силы отдаем им. Уроки, викторины, вечера – ради чего? Зачастую родители и все общество (!) менее озабочено проблемой воспитания нового поколения! А учитель трудится, как вол. Мы уже не спрашиваем себя: за что? Знаем размер своей зарплаты. Во имя чего? Почему? Не потому же, что ни на что другое не годны. Не только потому, что так легче жить. Да-да, учителю легче, ведь ему не надо лгать, как адвокату, защищающему заведомого бандита, не надо красть, как предпринимателю (на взятки чиновнику и “откупные” бандиту), не надо убивать в себе свой интеллект на тупой однообразной работе в конторе. Что-то еще нас заставляет выполнять свой долг. Если общество и государство сегодня подобающим образом не занимаются воспитанием, то учитель берет эту заботу на себя. Что-то им движет. Какое-то чувство, сродни тому, которое двигало Кузьмой Мининым, обычным нижегородским мясником, когда он в Смутное время взял на себя лично ответственность за будущее страны.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии