search
main
0

Восьмое чудо света

70 лет исполняется театру, который создала Наталья Сац. Сегодня, правда, он в первозданном виде не существует. Разделился на два коллектива. Один – это Российский академический молодежный, а другой – Московский государственный академический музыкальный театр имени Натальи Сац.

Детский музыкальный театр создан для того, чтобы ребята с малых лет учились понимать и любить музыку. Репертуар оригинален, так как есть постоянная связь с драматургами и композиторами. Наряду с операми и балетами на его сцене звучит камерная и симфоническая музыка. Это по существу центр музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Театр поистине уникальный, над ним парит Синяя птица – птица Счастья на золотой арфе, ставшая его эмблемой. Его называют «восьмым чудом света». Он необычен. Просторные вестибюли с диванчиками. Ажурные мостики над фойе, откуда ребят приветствуют герои их любимых сказок. Забавные дверные ручки в форме скрипичного ключа. Мелодичный звонок, не похожий на обычный. Заботливые, приветливые педагоги, встречающие зрителей.

Если подняться по мраморной лестнице в ротонду, увидишь вольер для птиц. Здесь много света, сквозь прозрачные стекла видно голубое небо.

В верхнем фойе – просторный зал со скульптурами Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей, и Орфея с кифарой. А рядом неповторимая «гигантская Палехская шкатулка» – нигде в мире нет подобных панно в рост человека. Эта комната с секретом – она музыкальная. На панно сцены из «Руслана и Людмилы» М.Глинки, «Снегурочки» Н.Римского-Корсакова, «Волшебной флейты» В.-А.Моцарта, «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.

Здесь все до мелочей служит детям. Почтовый ящик на стволе дерева, под которым устроился бронзовый медвежонок. Буфет в зимнем саду. Комната для младших братцев и сестриц. Малыши, которым еще трудно до конца досмотреть спектакль, могут поиграть с педагогами театра, послушать сказки и даже поучаствовать в оркестре музыкальных игрушек. Здесь ничего не сломано, не разбито. Ребята бережно относятся к своему театру.

В чем секрет успеха и неугасающей популярности театра Натальи САЦ? – поинтересовалась я у директора театра Виктора Проворова.

– Мы сердечно поздравляем наших старших собратьев – Российский академический молодежный театр с 85-летием. У нас одна творческая мама Наталья Ильинична Сац. Мы помним, что истоки его находятся на Тверской улице в маленьком театре для детей, который в 1936 году переехал на Театральную площадь, рядом с главными театрами Москвы – Большим и Малым. Он стал называться Центральным детским театром. К сожалению, начало этого театра на новом месте было сначала радостным, ярким, но потом было омрачено незаслуженным арестом Натальи Сац, который она пережила стоически. И находясь в ссылке, тоже создала театр для детей, который сегодня носит ее имя. Но это грустные страницы. Театр сейчас живет творчески интересно.

– С именем Натальи Сац в Москве связан именно ваш театр…

– Да. В 50-е годы Наталья Ильинична вернулась в Москву. Она организовала первый оперный театр для детей, который недавно отметил 40-летие. И имя Натальи Ильиничны стало связываться не с тем большим, для которого она так много сделала. Сегодня востребованность детского театра для детей велика как никогда.

– А как удержать внимание ребенка? Ведь на протяжении долгих лет интерес к вашему театру не спадает.

– Удержать интерес ребенка очень просто и в то же время очень сложно. Все-таки дети сильно меняются. Они все равно наивны и открыты, не терпят фальши. Надо все время стараться делать что-то хорошее и чтобы это было талантливо и нескучно. Ребенок скуки не выносит. Поэтому искусство для детей ни в коем случае не должно быть скучным, оно должно быть талантливым, заражающим. Это простой и в то же время очень сложный рецепт.

– Вы стараетесь идти в ногу со временем?

– Наблюдается очень любопыное явление. И молодежный театр и наш, не сговариваясь, очень многие темы берут одни и те же. Но там это в применении к драматической сцене, а Сац находила в созвучных темах основание для создания музыкального произведения. Ведь это особый жанр, и не всякую драматическую пьесу можно положить на музыку. Однако очень приятно, что мы близки в восприятии современного ребенка. Берем одни и те же сюжеты. Звучат похожие названия. Одну и ту же историю рассказываем по-разному. Ребенок любит одно и то же содержание посмотреть в театре, прочитать в книге, увидеть в мультфильме. Ребенок жаден к восприятию.

– Вы сказали, что ребенок изменился. А какой он стал?

– Он стал информированнее. Он стал более раскрепощенным, менее закомплексованным, более смелым, более самостоятельным. Ему уже не так легко удержать внимание. Ребенок очень подвижен не только физически, но и психически, поэтому он быстро реагирует. Поэтому действительно сейчас искусство для детей должно быть более филигранным. Духовным, тонким. Ни в коем случае не надо недооценивать современных детей. Наталья Ильинична любила говорить, что ребенку нужна не манная каша, а орех, который он может раскусить и ощутить вкус и весь букет этого плода природы и в то же время творческого плода и труда тех, кто этот «орех» вырастил для маленького зрителя и слушателя. И в то же время надо очень доверять восприятию ребенка, не надо считать, что мы умнее. Дети все равно умнее. Мы захвачены жизненными стереотипами, а ребенок открыт жизни, общению, восприятию всего и доброго и плохого. И это нужно учитывать.

– Бывают ли смешные случаи на спектаклях, когда дети так сопереживают герою, что воспринимают все происходящее на сцене как реальную жизнь?

– Сорок лет тому назад мы выпускали спектакль «Белоснежка», и там злая мачеха дала Белоснежке отравленное яблоко. Девочка пытается его есть. И вдруг весь зрительный зал встал и закричал: «Не ешь яблоко, не ешь яблоко». Актриса, которая играла роль Белоснежки, Ивета Лаптева, заслуженная артистка России, немножко опешила, по тексту спектакля она должна была продолжать развивать действие, а это как-то ее ошарашило, ошарашило ее партнеров по сцене. Но это была естественная реакция зрительного зала. «Белоснежку» исполняли в разных городах страны, и реакция была везде почти одна и та же. Вскакивал зал и дружно просил не есть яблоко. Это замечательно, ребята искренне верят тому, что происходит на сцене. Надо, чтобы эта ниточка доверия между зрительным залом и сценой не прерывалась.

– Какой любимый герой сегодня у детей?

– Любимых героев очень много. Гарри Потер сегодня стал любимым героем. Но остались и традиционные герои: Красная Шапочка, Буратино, Белоснежка, Волшебник Изумрудного города, Снежная Королева, Дюймовочка. Царевну Лягушку очень тепло воспринимают зрители. Все, что дети читают, они любят. Эти герои живут вместе с ними. И наша задача состоит только в том, чтобы эти герои по-новому зазвучали на нашей сцене. Очень важно, чтобы ребенок умел слушать музыку. Если он ее услышит, то его фантазия позволит ему нарисовать такие картины, которые не нарисует никакой кинематограф и никакой театр. Нам важно пробудить творческую инициативу в ребенке, чтобы он был способен на творчество в любой области жизни, и научить его этому во многом может театр. Мы занимаемся этим каждый день. Ставим спектакли, которые западают в душу ребенку.

– Сложно ли поставить такой спектакль? В чем секрет притягательности вашего театра?

– Талант художника и любовь к детям. Секрет, я считаю, один – любовь и доверие к детям. Понимание, что то, что ты делаешь в детском театре, не менее важно того, что делают твои коллеги в театре для взрослых.

– Часто ли ваш театр выезжает на гастроли?

– Раньше очень часто. Мы объехали очень много стран мира: и Соединенные Штаты, и Францию, и Италию, и Германию исколесили вверх и вниз и направо и налево. Бывали в Бельгии, Чехии и Словакии, Японии, Китае. Южной Корее. Очень часто ездили в Ленинград, Минск, Ярославль, Томск, Киев, Краснодар, Новороссийск и другие. К сожалению, сейчас по экономическим причинам это очень усложнено. Мы не хотели бы исполнять спектакль под фонограмму. Предпочитаем именно живой оркестр, звучание его неотъемлемая часть нашего театра. Поэтому, когда мы выезжаем на гастроли без оркестра – это уже не наш театр. Мы хотели представлять искусство в полноценном виде.

– Какие у вашей труппы дальнейшие планы?

– Планов много. Мы зачастую сами создаем те произведения, которые у нас звучат. Задумываем тему, ищем композитора, которому близка эта тема, то есть рождаем спектакль от самого замысла. Спектакль «Сын полка» выпустили к 60-летию Победы. Думали, что это будет постановка к этой дате. Однако дети полюбили эту вещь, она с огромным успехом идет на сцене нашего театра. Для нас в некоторой степени это сюрприз. Сейчас мы выпускаем спектакль Гаврилова по сказке Андерсена «Огниво».

Кроме того, сейчас мы совместно с Фондом «Дети мира» задумали провести конкурс молодых композиторов по созданию произведений для детей. Премия – постановка лучшего произведения на нашей сцене.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте