search
main
0

Восемь стратегий поддержки

или Нескучная теория

В работе с особыми детьми специалисты Детско-юношеского центра используют разные подходы, но неизменными для них остаются восемь концептуальных стратегий, которые помогают установить контакт с ребятами разного возраста и социальными навыками. Специалисты, побывавшие на стажировке в американском лагере, не раз в своих лекциях отмечали, что восемь стратегий поддержки для детей с аутизмом могут активно использоваться всеми педагогами для всех детей.

1‑я стратегия. Соблюдение режима
Каждый скаут выбрал своего напарника. Именно так мы решили называть особых детей и скаутов, чтобы подчеркнуть дружественность отношений. Конечно, иногда напарники менялись, но мы старались этого не делать, так как напарникам нужно было очень хорошо друг с другом познакомиться. У кого какие привычки, кто что любит и не любит. Для детей с аутизмом важно все, для того чтобы легче было коммуницировать. Необходимо даже привыкнуть к голосу собеседника. Все занятия одинаково начинаются и одинаково заканчиваются. Входя в зал, ребята здороваются с Романом Каляшовым, скаут берет своего напарника, и они выстраиваются в круг для проведения разминки. После общей разминки скаут предлагает напарнику посильные для него упражнения. Каждое занятие одинаково заканчивается. Ребята выстраиваются на возвышенности, прыгают на маты, забираются по лестнице, где наверху их ждет вкусный сюрприз. Чтобы ребятам было проще привыкнуть к упражнениям, как правило, на занятии выполняют 2/3 известных и 1/3 новых. Это позволяет снизить стресс от новшеств и в то же время сохранить интерес, вводя новые упражнения.

2‑я стратегия. Визуальная помощь
Брелок волонтера был создан на основе опыта в американском лагере для детей с аутизмом. Скауты вместе со специалистами юниорского союза «Дорога» разработали визуальные пособия для занятий адаптивным скалолазанием. Детям с особенностями проще увидеть, чем услышать задание. Проект «Планик» – это проект по производству визуальных и коммуникативных пособий для особых детей (https://vk.com/planikdetyam, https://www.facebook.com/planik2016/, http://www.planik.org/). Благодаря этому проекту мы смогли быстро, качественно и оперативно изготовить визуальные пособия и внедрить их на занятия. На занятиях в первую очередь использовались картинки с упражнениями. Как-то я наблюдала такую картинку: скаут несколько раз показал напарнику упражнение на собственном примере, рассказал, как нужно поднять руки, поставить ноги, но напарник ничего не делал. Когда скаут вспомнил и показал картинку, напарник тут же выполнил упражнение. Детям с аутизмом из-за нарушения социальных связей гораздо легче понять необходимое на картинке. Во время занятия часто используют визуальные расписания. У ребенка есть ряд картинок с упражнениями, которые он переставляет из графы «Надо сделать» в «Сделано». Так ребенку легче понять и организовать себя на выполнение заданий. Понимая, что точно нужно делать и когда все это закончится, ребенок меньше тревожится. Так же в плане показаны и минутки отдыха. Выполнив ряд упражнений, ребенок может выбрать, пойдет ли он на батут или покачается в гамаке или на канате. Ребенок видит, что любимые развлечения есть в расписании, и тогда ему проще согласиться выполнить задания.

На стену скалодрома мы прикрепили липучки велкро и сделали карточки с такими же липучками. Для каждого ребенка мы сделали карточки с героями его любимых мультиков. Поэтому задания иногда звучали так: «Достань Кроша!», «Собери 5 карточек». Карточки можно выставить по нужному маршруту, и тогда скауту не нужно долго объяснять, как должен пройти ребенок по стене.

3‑я стратегия. Помощь в коммуникации
Представьте, что вы попали без переводчика в страну и совершенно не знаете языка. Но вам при этом еще нужно работать, обустраивать свою жизнь, а не просто беззаботно гулять по улочкам. Ощущение тревоги приходит сразу. Большинство детей с особенностями имеют трудности в коммуникации, именно это создает большую часть проблем. К сожалению, еще редко когда ребенка учат использовать средства альтернативной коммуникации, например карточки, планшеты, но скауты знают, что в таких способах общения нет ничего странного. Мы им продемонстрировали социальный ролик проекта «Планик», в котором показывается, что, например, общаться с помощью карточек – это также естественно (https://bit.ly/2H4yUUD).

У скаутов есть карточки для общения, пока они используют только те, которые помогают решить первые бытовые вопросы. Хочешь ли ты кушать, пить, в туалет? Но мы обдумываем, как можно выйти за рамки такого общения.

4‑я стратегия. Организация окружающего пространства
В рамках проекта мы закупили разноцветные маты. Теперь объяснить ребенку, на каком мате он должен заниматься, стало проще. Задания звучат так: «Степа, ты делаешь упражнение на зеленом мате», а не «Тот, который слева, вот там внизу…»

Мы закрыли места, куда точно не нужно ходить, и ребята быстро к этому привыкли. Мы обозначили зону отдыха и занятий. Уже исходя из этого, ребенок понимает, что тут он должен выполнить задание, а тут может отдохнуть. Для того чтобы ребята быстро встали в круг, вначале мы клали веревку по кругу. Они видели веревку и быстрее понимали, что такое встать в круг. Потом уже веревка была не нужна, потому что ребята быстро привыкли, в начале занятия встаем вот так. То же касается и выполнения упражнений. Так, например, детям дали задание кидать тяжелый мяч, чтобы нарабатывать мышцы рук. Но упражнение не задалось, пока не поставили колесо и не показали, что нужно туда кидать мяч.

5‑я стратегия. Применение успокаивающих сенсорных ощущений
У большинства детей с аутизмом есть сенсорные особенности. В нашей группе есть дети, которым очень тяжело находиться в шумных помещениях. Как правило, для таких детей рекомендуют использовать противошумовые наушники. Но мамы очень часто против этого, потому что ребенок сразу выглядит особым. И это так не принято – ходить в противошумовых наушниках. Но мы понимали, что гул и шум в спортивном зале скалодрома не убрать. Поэтому некоторые скауты и руководитель Роман Каляшов стали сами надевать наушники. Ради шутки, но тем самым сняли напряжение у родителей по поводу нестандартного метода. Некоторым детям надели наушники, и произошло чудо – ребенок, который прежде постоянно закрывал уши руками, теперь начал выполнять много упражнений, ведь руки освободились. Кроме того, сразу стало понятно, что теперь ребенок получает от этого удовольствие, ведь неприятные ощущения от громких звуков тоже прошли. Иногда ребенка можно накрыть матом и слегка придавить, так некоторые дети лучше ощущают свое тело. Покачаться на фитболе, покатать массажный мячик, покачаться на канате и т. д. Это все виды упражнений, которые помогают снять у ребенка лишнее напряжение. Скауты знают, что можно предложить сделать напарнику, чтобы тот мог расслабиться. У каждого свои приоритеты.

6‑я стратегия. Применение поощрений за выполненное задание
Мы слышали, что некоторые специалисты против применения поощрений, считая их дрессировкой. Но мы все любим, когда нас хвалят, мы получаем приятные подарки, зарплату за сделанную работу. Поэтому нам кажется, что применять поощрения важно, чтобы наладить контакт с ребенком и мотивировать его. На занятиях по адаптивному скалолазанию поощрения выглядят очень естественно. Так, например, выполнил сложное задание – попрыгаешь на батуте, покачаешься на канате и т. д.

Что важно помнить о поощрениях?
Важно помнить о балансе между социальными и материальными поощрениями.
Важно вовремя поощрить.
Важно подобрать поощрение, именно для этого ребенка, а не то, что вы считаете нужным.
Скауты знают, что любят их напарники, они всегда готовы придумать какое-то новое поощрение. Но поощрение не всегда можно дать сразу. Тогда скауты используют жетонную систему поощрений. За выполненные задания ребенок получает «смайлик» и потом некоторое количество заработанных жетонов обменивает на поощрение.

7‑я стратегия. Возможность частичного участия
Иногда дети с особенностями в развитии тихонечко садятся в угол и просто смотрят на то, что делают другие. Такое происходит, когда появляются новые упражнения. Посмотреть со стороны, что делают другие, – это тоже форма участия в занятии. На занятиях скауты используют карточку «Перерыв». Ребенок с особенностями в развитии может показать на эту карточку и временно прервать занятие. Так можно избежать нежелательного поведения.

8‑я стратегия. Давать время на размышление
На школе волонтера мы приводили такой пример. Если вы дали команду компьютеру, а он не сразу выполнил ее, то иногда, разозлившись, вы начинаете нажимать кнопку много раз. Компьютер зависает, и вы долго не можете начать работать. То же самое происходит и с ребенком: если он не понял задание, а вы много раз ему его повторяете, ребенок начинает каждый раз обрабатывать сказанную вами информацию, быстро утомляется и не может продолжить общение с вами. Поэтому скауты учатся говорить немногословно, четко.

Благодаря этим восьми стратегиям поддержки мы можем подготовить волонтеров разных возрастов, даже сверстников особых детей, что очень важно. Несмотря на юный возраст, скауты лучше чувствуют и понимают особых детей, чем взрослые. Иногда взрослые специалисты прислушиваются к их советам. Так, например, один из скаутов сначала очень нервничал, что его напарник не выполняет данных упражнений, и даже как-то сказал, что он его сейчас «пресанет». Но, обсудив проблемы, подумав, как можно их решить, через некоторое время он подсказывал старшим, что можно сделать, если его напарник невнимателен, протестует против упражнения. Это важный момент. Благодаря этому ребята-скауты также формируют навыки коммуникации друг с другом.

Наталья НИКУЛИНА, руководитель творческой студии для особых детей и родителей «Творим вместе», Детско-юношеский центр, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте