search
main
0

Восемь. И еще восемнадцать. Совещательные голоса будут учитываться

В Государственном университете – Высшей школе экономики состоялось первое заседание комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты.

Досье «Уû комиссию по интеллектуальному потенциалу входят:Ярослав КУЗЬМИНОВ – председатель, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики,Сергей КУШНАРЕВ – заместитель председателя комиссии, директор некоммерческой организации Фонд поддержки атомной науки, энергетики и промышленности «Атомный Форум», член правления МПОО «Знание».Члены комиссии:Александр АДАМСКИЙ – ректор негосударственного института «Эврика»,Любовь ДУХАНИНА – директор средней общеобразовательной частной школы «Наследник»,Георгий МАЙЕР – ректор Томского государственного университета,Владимир МЕЛЬНИКОВ – академик РАН, председатель президиума Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН, директор Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН,Давид ПАШАЕВ – президент Государственного российского центра атомного судостроения, город Северодвинск,Константин ФРОЛОВ – директор Института машиноведения РАН имени А.А.Благонравова, президент регионального благотворительного общественного фонда «Знание» имени С.И.Вавилова.Члены комиссии с совещательным голосом:Мавлит БАЖАЕВ – президент Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений, председатель Совета директоров ОАО «Группа Альянс»,Сергей БОРИСОВ – президент Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»,Надежда ВАВИЛИНА – заведующая кафедрой Сибирской академии госслужбы, ректор Нового сибирского университета,Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ – профессор кафедры теории и истории архитектуры Московского архитектурного института, член Совета Общественной палаты,Елена ДЬЯКОВА – ведущий научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН, директор свердловской региональной организации «Мониторинг стратегических инициатив»,Татьяна ЖУРАВЛЕВА – заведующая кафедрой Ненецкого окружного института повышения квалификации и переподготовки кадров,Людмила ЛЫСЕНКО – учитель средней общеобразовательной школы №1 станицы Курская Ставропольского края, участница Общероссийского движения сельских женщин,Сергей МАРКОВ – политолог, доцент кафедры государственной политики философского факультета МГУ,Марина МЕДВЕДЕВА – председатель правления экологического движения «Зеленая планета»,Гасан МИРЗОЕВ – адвокат, ректор Российской академии адвокатуры, координатор Общероссийской общественной политической организации «Юристы за права и достойную жизнь человека»,Юрий НОВИКОВ – ректор Ярославской государственной медицинской академии, председатель губернского общественного собрания,Анатолий САВЧЕНКО – руководитель лаборатории рентгенологии и ангиографических методов исследований ФГУП РК НПК Росздрава,Анатолий СТАРОДУБЕЦ – председатель Центрального совета Российской оборонно-спортивной организации (РОСТО-ДОСААФ),Валерий ТИШКОВ – директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, член-корреспондент РАН,Валерий ФАДЕЕВ – директор Института общественного проектирования, главный редактор журнала «Эксперт»,Алексей ЧАДАЕВ – заведующий отделом политики сетевого издания «Русский журнал»,Александр ШКОЛЬНИК – продюсер детского вещания ООО «Первый канал», президент Лиги юных журналистов,Светлана ЯРОСЛАВОВА – директор некоммерческой организации «Центр изучения гражданских инициатив».

Поначалу в списке комиссии было всего восемь человек. Но в зал заседания входили все новые и новые люди, и организаторы терпеливо выставляли на стол новые таблички. «Наша комиссия – рекордсмен по количеству записавшихся для работы, – улыбнулся Ярослав Кузьминов. – Восемь постоянных членов и еще множество членов других комиссий Общественной палаты, которые вошли в нашу с правом совещательного голоса. Что интересно, совещательный голос у нас будут иметь два председателя других комиссий – Владислав Глазычев, председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления, и Валерий Тишков, возглавляющий комиссию по вопросам толерантности и свободы совести».

По признанию Кузьминова, в комиссии довольно широко представлены как профессиональные педагогическое и научное сообщества, так и те, кто может считаться послами потребителей образования. Это очень важно для того, чтобы будущие решения комиссии были взвешенными и исходили из интересов всего общества, а не только тех или иных профессиональных групп.

Ярослав Кузьминов высказал сожаление, что реформы в образовании и науке идут в основном на словах, что уходит время, которое можно было бы использовать с большей пользой. «Есть три нерешаемых проблемы, – сказал Ярослав Иванович, – формирование новых организационных механизмов, без которых в образовании мы будем вынуждены руками чиновников, а не потребителей закрывать лишние учебные заведения; расширение прав академических коллективов по распоряжению своей собственностью и превращение рынка образовательных программ в совершенно прозрачный для тех, кто на него выходит. Проблемы очевидны, но правительство по разным причинам уже довольно долго не учитывает это в своей программе и не вносит никаких нормативных актов в Госдуму РФ. Между тем наука и образование – креативная область, поэтому вся система ее экономической организации должна быть рассчитана на саморегулирование, на то, что научные и педагогические коллективы сами будут следить за качеством своей работы, так как им можно доверять. К сожалению, на самом деле этим коллективам мы доверяем все меньше и меньше. На это есть основания, ибо разрушен фундаментальный контракт между обществом и творческим человеком, который находится у него на службе. Материальное вознаграждение творческого человека перестало обеспечивать его конкурентоспособность на рынке труда, талантливые люди отказываются идти в вузы, в науку и идут в коммерцию, где им дают то вознаграждение, которое они заслуживают. Как реформатор со стажем, считаю, что бессмысленно проводить оргреформы без соответствующих ресурсов. Сегодня у страны такие ресурсы есть. Мы способны по целому ряду направлений системы образования и науки выйти на эффективное финансирование и эффективный контракт, когда, скажем, для учителя средняя зарплата по стране будет 500 (вместо нынешних 100-120) долларов в месяц. Но на всех ресурсов не хватит, поэтому и предложена в рамках национального проекта поддержка лучших учителей. От 50 до 100 вузов из 600 государственных мы можем назвать университетами или академиями, а сегодня такие названия имеют три четверти от имеющихся. У нас, например, есть МГУ, а есть МГУ(сервис). Поэтому ключевая задача для нашей комиссии – попытаться, пользуясь тем, что мы входим в публичный мир «на новенького», что у нас нет тех ограничений, которые имеются у министра образования и науки Андрея Фурсенко, у депутатов Госдумы, связанных с партийной дисциплиной, посчитать, какими ресурсами мы должны обладать, достаточны эти ресурсы или нет, если не достаточны, то нужно решить, чем можно и нужно поступаться».

На правах председательствующего Ярослав Кузьминов предложил несколько направлений.

Первое. Образование и наука как сфера: экспертирование всего массива законодательства на стадии формирования законопроектов в ведомствах и депутатских группах, выступающих с законодательными инициативами, и на стадии первого-второго чтения рассмотрения их в Государственной Думе РФ.

Второе. Новые технологии: в Общественной палате есть комиссия по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства под председательством Александра Шохина. Там, конечно, будут рассматривать новые технологии в сфере материального производства, экономической и социальной сферах, однако эти инновации традиционно не находят должного отражения в повестке дня, скажем, Комитета по образованию и науке Госдумы РФ. Поэтому потенциал комиссии Общественной палаты позволяет проводить совместные заседания двух комиссий по необходимым вопросам.

Третье. Поиск, отбор, продвижение и стимулирование молодых талантов.

Четвертое. Защита прав граждан в области получения образования, защита прав изобретателей, инноваторов, интеллектуальной собственности.

Пятое. Общественные ресурсы. «Ежегодно международные рейтинги оценки качества демонстрируют понижение на несколько пунктов соответствующих показателей российского образования, – отметил Ярослав Кузьминов. – Это касается таких параметров, как доля работников высшей школы, которые принимают участие в каких бы то ни было исследованиях. По последним данным, только 16 процентов работников высшей школы занимаются научной работой, а это означает полный переход вузов в состояние техникумов, когда просто пересказываются чужие учебники. Образование и наука не могут самореформироваться. В обществе должна быть заинтересованная группа людей или организаций, которая принимала бы участие в оценке качества образования со стороны потребителей. Это могут быть работодатели, родительские комитеты и попечительские советы».

Шестое. Формирование профессиональной культуры, профессионального продвижения людей, уже вышедших из системы образования. По мнению Кузьминова, в отличие от других стран, которые прошли через этапы создания гильдий, различных профессиональных союзов, которые выставляли достаточно жесткие требования для работников, в России система оценки качества работы сводится только к разрядам. Во Франции, например, выстроена четкая система продвижения, которая дает человеку возможность обращаться в ту или иную профессиональную ассоциацию, сдавать экзамен, после чего получать сертификат, гарантирующий работнику определенную стоимость на рынке. В России же рынок труда применительно к квалифицированному труду совершенно дезорганизован. Он никак не поощряет профессиональный рост и вложения человека в свою профессиональную квалификацию. Ярослав Кузьминов считает, что его комиссия совместно с комиссией Шохина и «ОПОРой России» сможет выстроить систему поступенчатой профессиональной квалификации, стимулирующую профессиональный рост, общественное признание, а в конечном счете и заработок.

Члены комиссии определили перечень тех законов, которые им предстоит проэкспертировать. Стали известны и те, кто возглавит пять подкомиссий по разным направлениям работы: Александр Адамский – «Школа», Георгий Майер – «Профессиональное образование», Константин Фролов – «Инновационная политика, формирование высокотехнологичных научных и инженерных проектов», Давид Пашаев – «Внедрение и эксплуатация высоких технологий», Сергей Кушнарев – «Образ будущего и воспроизводство интеллектуального потенциала». Названия комиссий пока рабочие, но направления их деятельности останутся неизменными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте