search
main
0

Ворованное время. Школа вынуждена участвовать в реализации идей многих непрофильных ведомств

Это только в сказках украденное время можно вернуть, а в жизни… в частности, в школьной жизни, что потерял, то будешь наверстывать уже потом на своем послешкольном пути. Но кто же это чудовище, посягающее на такое фундаментальное понятие, как время? Вы не поверите, но у этого дракона, и в этом ситуация схожа со сказочной, несколько голов. Причем головы, как и положено в хорошей русской сказке, прирастают и прирастают. Правда, сражаться с драконом ярых охотников нет – себе дороже выйдет. Впрочем, рассказать о беде, постигшей российскую школу, некоторые смельчаки нет-нет да и решаются. В нашей истории это директора петербургских школ.

Как поведали опытные управленцы, сегодня на школу возложено столько социальных функций, что возникает логический вопрос: знают ли руководители различных непрофильных ведомств о том, какова основная функция образовательной организации? Судя по последним годам, школа должна уметь делать всё: от лечения детей до подготовки к армии юношества. И спрашивают с нее за выполнение этих функций строго.Вот, например, не так давно Министерство обороны Российской Федерации составило рекомендации по подготовке молодых людей призывного возраста к военной службе и не упустило при этом из зоны своего внимания школу. Следуя данным рекомендациям, во всех образовательных организациях должны быть созданы условия для начальной военной подготовки, в том числе полоса препятствий, стрелковый тир и т. д. Правда, подобных требований нет в образовательных стандартах, но когда это мешало какому-либо министерству? Кроме того, в программе по ОБЖ есть целая неделя, которая прописана в учебном плане, когда юноши 10-го класса могут пройти учебно-тренировочные занятия. В Санкт-Петербурге это осуществляется на базе опорных школ или воинских частей, где точно есть и полосы препятствий, и стрелковые тиры, и полигоны. Но у Минобороны России свой взгляд на вещи – оно активно рекомендует развивать материально-техническую базу для НВП на площадках всех школ.Новые правила игры появились и в организации поездок детей. Если раньше школа за 2-3 недели подавала в ГИБДД по электронной почте заявку с просьбой разрешить ту или иную экскурсию или просто перевозку детей по городу, то по новым правилам представитель школы должен лично приехать в автоинспекцию и попасть в приемные часы того инспектора, который курирует данный вопрос. Педагог или руководитель должен отдать заявку лично в руки, получить письменное согласование на поездку и осуществить оную. Нюанс только в том, что принимать инспектор может по 2 часа 2 раза в неделю… Таким образом, школа должна изыскать внештатную единицу, уполномоченную попадать в приемные часы инспектора и согласовывать всевозможные поездки. Вопрос: нужно ли это школе? Ответ очевиден. Однако поездки в музеи, на экскурсии, в театры – это социальный заказ родителей, которые ни в коем случае не хотят от него отказываться. Другое дело, что подобное ужесточение условий получения разрешения на поездку может привести к тому, что педагоги будут возить детей на общественном транспорте, а в свете трагических событий, произошедших в петербургском метро, это не самый лучший вариант… или полностью переложат функцию «окультуривания» на семью.Свои полные благих замыслов требования предъявляет школе и Министерство здравоохранения Российской Федерации. Известно, что в течение учебного года проводятся осмотры детей. Как правило, это происходит в поликлиниках. Если раньше детей водили туда одним классом, то сейчас на медосмотр отправляются ребята определенных годов рождения. К примеру, таких может набраться от 80 до 100 на всю школу. Все они из разных классов и параллелей. Вместе с детьми на медосмотры ходят сопровождающие их учителя, потому что больше некому. В год таких мероприятий может проходить до восьми.Как же эти вышеприведенные истории соотносятся с украденным временем? А очень просто. Присутствие этих процедур и мероприятий в учебном процессе не обязательно. Одна родительница как-то не поленилась и подсчитала, сколько времени ее ребенок отсутствовал в классе в учебные дни не по своей вине. Подсчитала и ахнула – 28%! Чуть было не подала в суд на школу, но пожалела, поскольку сама была юристом и опять же не поленилась спросить директора школы, сколько проверок в год та выдерживает. Пришлось ахнуть еще раз – от 10 до 12 глобальных и еще столько же  мелких. Причем каждая из проверок может закончиться большим штрафом или увольнением руководителя.Сегодня школа вынуждена быть слугой двух, трех, четырех господ, а там, где много «господ», «дитя» всегда без глазу. Любые «трещинки» в законодательной базе, которые неизбежны при обилии «господ», прекрасно видны всевидящему оку прокуратуры. При этом нет принципиальной разницы, касаются ли нарушения напрямую требований Минобрнауки России или других непрофильных министерств.Конечно, различные ведомства – это, может, и драконы, но добрые. У них у всех  благие намерения. У Ростехнадзора, который следит за техническим оснащением и обслуживанием зданий, – безопасность здания, а, значит, и детей, и взрослых в нем, у Минобороны – безопасность страны и подготовка людей, которые смогут ее осуществлять, у прокуратуры – соблюдение и выполнение нормативных актов и т. д. Все министерства хотят лучшего, но почему-то в реализации всех этих благих идей должна участвовать только школа. И при этом лишь ленивый не говорит о том, что не нужно отвлекать школу от образовательного процесса, в рамках которого она, на минуточку, реализует несколько основных образовательных программ и программ дополнительного образования детей. Украденное у детей время – это и не сданные успешно ОГЭ и ЕГЭ. И  если ориентироваться на цифры неленивой родительницы, то каждый год у ребенка воруют почти треть учебного времени. Таким образом, он недополучает практически 1,5 учебных года? Кто восполнит эти дни, недели, месяцы?Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте