search
main
0

Воронинские недели. В гостях у прямого потомка Суворова

​Два года назад, приехав в Ростов на пленэр, мы случайно попали в старинную усадьбу дворян Леонтьевых. В советское время здесь располагался пионерский лагерь. В 2004 году, увидев неожиданно в одном из журналов объявление о продаже усадьбы из-за отсутствия наследников, Сергей и Елена Леонтьевы были удивлены: ведь она их родовое поместье. Сергей Николаевич – прямой потомок А.В.Суворова.

Локон великого предкаЛеонтьевы выкупили усадьбу и стали ее восстанавливать: господский дом, четыре каскадных пруда, конюшни, колокольню… До революции здесь был своеобразный культурный центр: хозяева устраивали народные гулянья, праздники. И новые хозяева захотели продолжить традиции своих предков и не только возродить усадьбу для себя, но и открыть ее для людей. Так, были построены два гостевых дома на 20 человек каждый. Большая территория, красивый парк, который с каждым годом становится все более ухоженным, тропинки, скамеечки, фонари, пруды, яблоневый сад… Однако не только красота привлекает посетителей. Сергей Александрович и Елена Николаевна создали небольшой музей дворянского быта. В нем  история их семьи, а самое ценное – локон А.В.Суворова, который он подарил дочери, и его палаши. Есть в музее небольшая диорама, которая восстанавливает события войны 1812 года, когда один из предков Леонтьевых заменил во время Бородинской битвы раненого командира, проявив в бою доблесть и мужество, было ему всего 21 год. А еще один из предков Сергея Александровича фотографировал каждый день в усадьбе на протяжении своей жизни, и поэтому Леонтьевы имеют возможность восстановить все по снимкам так, как было когда-то.Хозяева – люди творческие. И сами любят творческих людей. Поэтому, увидев нас, рисующих их старинный дом и парк, они пригласили нас в гости, провели небольшую экскурсию, продемонстрировали музей и диораму… И тут нам захотелось показать эту замечательную усадьбу и ее удивительных хозяев нашим ученикам, ознакомить их не с официальной, а домашней историей – историей одной семьи на протяжении почти трех веков. Хозяева любезно разрешили приехать сюда с детьми и расположиться в гостевых домах.На пленэр в ВорониноИ вот в первые осенние каникулы мы с гуманитарными и художественными группами лицея отправились в Воронино. Мы – это учителя русского языка и литературы О.В.Молчанова, А.А.Ципенко, Н.Н.Ципенко и учителя изобразительного искусства Л.В.Жбан, Ю.С.Фомичева, В.Б.Машинистова. Поездка стала незабываемой… И с тех пор мы уже два года ездим в Воронино осенью и весной. К гуманитарным и художественным группам присоединяются потихоньку и технари: каждый находит для себя интересное занятие.Кстати, осенью мы попутно заглянули в село Вятское Ярославской области. Оно получило награду как самое красивое село России. Здесь много маленьких занятных музеев. Например, есть музей вычислительной и бытовой техники конца XIX – начала XX века, есть музыкальный салон, где можно увидеть фисгармонии, шарманки, музыкальные шкатулки начала XX века, причем все в рабочем состоянии, нам дали возможность послушать звучание всех инструментов и даже поиграть на них. Есть также Музей ангела, музей «Мир детства», где собраны игрушки советского периода. Обитель творчестваПроходив по Вятскому весь день, вечером отправились в Воронино. Когда мы задумывали эту поездку, то решили, что каждая минута должна быть у ребят занята. По своему желанию все разделились на «художников» и «поэтов». С утра «художники» отправлялись на пленэр и около 2-3 часов рисовали. «Поэты» тоже занимались творчеством. Прекрасная природа, старинная усадьба, навевающая философские мысли о вечности, создали великолепный фон, для того чтобы рассказать нашим «поэтам» об элегии. А потом они разбрелись по всей усадьбе и сами попробовали сочинить элегию. Первые опыты оказались не так уж плохи…Далее мы предложили ребятам объединиться: «поэты» образно описывали то, что рисовали «художники». Появились поэтические зарисовки колокольни, пруда, семейного склепа, парка…После обеда все вместе, объединившись, постигали тайны сценического движения и сценической речи: учились правильно ходить, дышать, взаимодействовать на сцене, готовили этюды, тараторили скороговорки, делали музыкальную распевку… Было весело и интересно. Учителя тоже активно участвовали в занятиях наравне с учениками.А еще, отдавая дань традиции XIX века, мы сочиняли «Уездной барышни альбом…». Он получился милый, немного сентиментальный, с трогательными стихами и рисунками.Вечером в господском доме началась музыкально-поэтическая гостиная «И с вами снова я…», посвященная А.С.Пушкину. Еще в лицее мы начали подготовку к ней. Придумали небольшой спектакль, в сценарий которого вплетались стихи Пушкина, которые читали зрители. Была, конечно, гитара. Мы пели романсы на стихи Пушкина и романсы, посвященные поэту. Вот уже два года мы дружим с замечательным человеком Валерием Куликовым. Он кузнец, увлекается музыкой – прекрасно играет на гитаре, поет романсы, пишет стихи и сочиняет песни. Он всегда участвует в наших Воронинских неделях: поет на музыкальных вечерах и проводит мастер-класс по кузнечному делу. Именно он выковал с нашими ребятами подсвечники для вечерней свечи.Перед сном мы пили чай и разговаривали о прошедшем дне. Один из ребят очень тонко и остроумно заметил: «Мне уже 13 лет. Но именно сегодня я научился ходить, дышать и говорить». Он имел в виду, конечно, мастер-класс по сценическому движению и сценической речи.Под музыку романсаСледующий день начался с зарядки, которая проводилась на улице одним из добровольцев-девятиклассников. Потом пробежка по парку вокруг прудов и завтрак. А после завтрака  традиционный мастер-класс по поэтическому переводу. Эта неделя была посвящена Пушкину, поэтому мы взяли переводы его стихов на английский язык и предложили ребятам перевести их на русский. Более того, все тексты давались в виде романсов, поэтому ребята должны были сделать переводы так, чтобы их можно было исполнять под музыку романса. Мы немного слукавили вначале и сказали ребятам, что это стихи Байрона. Но к концу мастер-класса многие стали догадываться об истинном авторе. Очень радовались ребята, когда их стихотворные строчки совпали со строками Пушкина (стихи были не из школьной программы).После обеда, воссоединившись с «художниками», которые всегда в утренние часы рисуют на пленэре, ребята разошлись на разные мастер-классы: кузнечное дело, декупаж, квиллинг, макетирование. Каждый сделал какую-то вещь для себя или родителей: тарелку, закладку, открытку, гвоздь. Работали вместе, болтали, весело и любопытно было посмотреть, что получается у других.А вечером – бал!Затем был познавательный мастер-класс по завязыванию галстуков (мальчики везли с собой галстуки для бала), по использованию веера (каждая девочка сначала сделала себе этот аксессуар, а потом мы учили язык веера, чтобы можно было общаться на балу без слов). Здесь мы поговорили о бальном этикете. Надо сказать, что балы в лицее стали уже традиционными. Наши ребята с 5-го класса разучивают специально к балу вальсы, полонезы, контрдансы, кадрили и т. д.К вечеру мы собрали творческие работы наших ребят и учителей и в одном из залов господского дома сделали выставку. Здесь были и акварельные этюды и картины, графические рисунки, декупажные тарелки, открытки. Было на что посмотреть! Некоторые работы мы подарили нашим хозяевам.А вечером – бал! В господском доме, в танцевальном зале с колоннами! Полонезом мы проходим через анфиладу комнат первого этажа мимо семейных портретов и семейных реликвий. Девушки в длинных платьях, с веерами, с красивыми прическами, молодые люди в костюмах, с галстуками, в обуви для танцев. Балы всегда проводят хозяева. А их организацией в усадьбе занимается замечательный человек – Дмитрий Лопатин. И он, и его жена увлекаются историческими танцами. Они были приятно удивлены, когда наши дети – 40 человек – с легкостью и огромным удовольствием кружились на балу, а не стояли у стеночки.На этот раз вечерняя свечка затянулась до полуночи. Каждый делился впечатлениями дня: мы посмеялись, пофилософствовали, погрустили, попели любимые песни… За эти три дня мы очень подружились, и никому не хотелось уезжать в Москву. А еще в Воронино очень плохо с телефонной связью и Интернетом, поэтому ими пользоваться не получалось. И на последней свечке ребята этому радовались, потому что из-за отсутствия Сети много и с удовольствием общались друг с другом!На следующий день до поезда мы создавали отчет-альбом «Воронинская осень», в который вошли наши элегии, поэтические зарисовки, графические рисунки, виньетки… Альбом получился завораживающий…Эта поездка, как и две предыдущие, получилась незабываемой, она вызвала мощный творческий порыв. Дети, учителя, родители – некоторые приезжают сюда не в первый раз – вместе сочиняли, рисовали, играли, пели, танцевали.Возвращение было немного грустным – так не хотелось расставаться… Приехав домой, некоторые писали о поездке стихи, очерки или просто часто вспоминали об этой удивительной гуманитарно-художественной экспедиции, как мы ее называли в документах… И до сих пор, идя по лицею, видишь вдруг вспыхнувшую при виде тебя улыбку на лице ребенка, у которого ты не ведешь уроки, но который рад тебя видеть… И понимаешь: воронинец!Наталья ЦИПЕНКО,учитель русского языка и литературы школы №1564

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте