search
main
0

Вопросы про хороших учителей. ​Пару слов о..

Все мы, как педагогические профессионалы и как родители, как бывшие ученики и как организаторы образования, без труда можем вспомнить и назвать хороших учителей.

Но если нас попросят рассказать про своего хорошего учителя, получатся очень разные истории.Кто-то из нас расскажет про замечательного учителя-эрудита, кто-то про чуткого и заботливого человека, а еще кто-нибудь про организатора ярких школьных дел-событий. Но, может быть, это будет рассказ про убедительных победителей профессиональных конкурсов или блистательных пропагандистов педагогического дела.Так кто же он – хороший учитель?А если еще спросить: хорошие учителя – это хорошие для кого?Для коллег?Для школьников?Для родителей?Для конкурсов?Для государства?Для директора и завуча?А можно задать и такие вопросы: хорошие учителя – это хорошие воспитатели или?..Хорошие учителя – это хорошие педагоги или не всегда?И вообще, где критерии того, что учитель по-настоящему хороший?Нередко утверждают: хорошие учителя – мастера способов (технологий) образовательной работы. Или по-другому: настоящие учителя имеют высокие образовательные результаты.Но спросим: образовательная работа – это учебная работа со школьниками или что-то еще?А образовательные результаты – это осведомленность учеников или их умелость? Или владение способами наращивания осведомленности и умелости (умение читать, писать, считать, работать на электронном устройстве, для того чтобы…).А вот еще есть таинственные личностные результаты.Говоря об этом таинстве, чаще всего вспоминают о туманном слове «самоопределение» и неясном новом слове «идентичность».Но возможно ли определить не психологическими, а повседневными педагогическими средствами такие результаты? (Впрочем, и психологическими не очень-то понятно как.)Вот еще говорят, что хорошие учителя обеспечивают развитие личности как образовательный результат.Но тут-то для более или менее начитанного педагога начинаются тяжелые проблемы. (По кому трактовать развитие личности: по Александру Адлеру, по Абрахаму Маслоу, по Артуру Петровскому? Или еще по кому-то? Каждый из них говорил о развитии личности, и каждый по-своему.)Самые хитрые, а может быть, самые умные учителя сужают развитие личности до развития интереса к образовательной деятельности и наращивания значимости для школьников образования.Может, они и правы.Но вот говорят, что интерес, значимость, привлекательность, притягательность берутся не из содержания образования, не из того, чему и как мы учим, не из направления, куда мы устремляем образовательный процесс, а из доверия к тому, кто это содержание несет, из доверия и справедливости в оценивании и помощи.Так, может, хорошие учителя – это те, кому доверяют и кого считают справедливыми наши школьники, и вот про это стоит проводить конкурсы?Но попробуй-ка придумай такой конкурс, да и заставь довериеспособных учителей в нем участвовать.И еще есть вопрос: откуда берутся хорошие учителя?Но это уже другая тема.P.S. Сергей Поляков, заведующий кафедрой воспитательных проблем образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова, доктор педагогических наук.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте