2014 год можно по праву назвать переломным для российской системы образования. Главной тенденцией года стало требование повышения качества образования на всех его уровнях, начиная от дошкольного и заканчивая послевузовским. Особую роль в этом сыграл Рособрнадзор. В этом году благодаря мерам, предпринятым главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, ЕГЭ прошел максимально честно. Да, результаты ЕГЭ были по некоторым предметам несколько хуже, чем в прошлом году, но за счет того, что минимальные проходные баллы снизили по русскому языку и математике, тех, кто не получил аттестат зрелости, были единицы. Среди нововведений этого года – итоговое сочинение. В целом оно было воспринято позитивно большинством педагогов-словесников. Разумеется, не все были довольны темами. Однако произошло главное – сочинение наконец-то вернулось в нашу школу. Теперь бы еще сделать так, чтобы выпускники не повторяли зазубренные чужие мысли, а высказывали свои, опираясь не только на литературные произведения, но и на жизненный опыт. Еще одна ведущая тенденция этого года – объединение образовательных учреждений в комплексы. Где-то оно оправданно и идет на ура, а где-то сопровождается скандалами и явным нежеланием объединяться. Во многом это зависит от разумности управленческих решений в отношении объединяемых образовательных учреждений. Кроме того, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов пообещал, что масштабных сокращений сельских школ больше не будет. Впрочем, и там сократили предостаточно, а ведь дороги у нас, как известно, оставляют желать лучшего, зимой по ним не всякий школьный автобус нормально пройдет. Однако любое явление имеет две стороны, у сельских ребят появилась возможность получать качественные знания в хорошо оснащенных базовых школах.
…Борьба за качество шла и в высших учебных заведениях, в этом году продолжился процесс оптимизации неэффективных вузов. Нововведением этого года стала процедура досудебного приостановления аккредитации вуза по отдельным специальностям и направлениям, которая позволяет более гибко регулировать деятельность вузов и устранять недочеты в деятельности отдельных учреждений высшего образования, не прибегая к полной остановке их деятельности. Все это дает надежду, что вузы будут выпускать высококвалифицированных молодых специалистов. Сегодня в условиях кризиса требования работодателей становятся все серьезнее и серьезнее. Поэтому именно от системы образования зависит, сможем ли уйти от сырьевой зависимости.Что делать?Прошедший год прошел под знаком нового закона об образовании. Одним из основных его пунктов стало положение о доступности начального образования. Согласно закону за каждым школьником должно закрепляться место в ближайшей к его дому школе.Проблема в том, что ближайшая к дому школа не значит близкая. Еще в апреле 2012 года Коллегия Счетной палаты Российской Федерации пришла к выводу, что создать условия для доступного качественного образования в стране так и не получилось. Было установлено, что за 2005-2010 годы в рамках оптимизации сети общеобразовательных учреждений прекратили существование 12377 школ, из них 10089 школ – в сельской местности.«Проводимая оптимизация не имела достаточного обоснования, была не в полной мере регламентирована нормативными правовыми актами и нередко осуществлялась с грубыми нарушениями законодательно установленных норм», – отмечалось в информационном письме в Правительство Российской Федерации. Масштабных сокращений сельских школ больше не будет, пообещал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, поскольку «сегодня достаточно ресурсов и финансовых, и технических, и организационных, чтобы обеспечить высокий уровень обучения независимо от количества выпускников».Однако в Омской области нет даже попыток восстановить закрытые, тем более построить новые в селах, где исчез последний очаг цивилизации. В Калачинском районе после оптимизации не осталось ни одной начальной школы, хотя многие из них были расположены в достаточно современных кирпичных зданиях, которые теперь просто приходят в негодность. Семьи с детьми уезжают, бросая дома, снимают квартиры в более крупных населенных пунктах только потому, что нужно учить детей. Каждое утро в 7 часов, не глядя – мороз или дождь, дети ждут автобус на открытом всем ветрам месте. Возвращаются школьники в четвертом часу, конечно, музыкальная, художественная, спортивная школы для них не предусмотрены, автобус каждого ждать не станет. А ведь цель-то вроде была благая – обеспечить всех детей хорошими условиями для обучения. Омская область, впрочем, перещеголяла всю Сибирь – более 12 тысяч детей доставляют из почти 900 населенных пунктов на 540 автобусах. В соседней Томской области оптимизацию провели более грамотно – на подвозе в два раза меньше детей, причем под сокращение в первую очередь попали деревянные школы с печным отоплением. Тем не менее уже озаботились будущим. – Численность обучающихся Томской области к 2020 году возрастет примерно на 24 процента, – сообщил на съезде педагогов Александр Щипков, директор департамента Томской области. – С одной стороны, это хорошая тенденция, характеризующая развитие области. С другой стороны, это серьезный вызов системе образования, который предполагает адекватную по масштабам реакцию. Это создание дополнительных ученических мест и приход в профессию новых педагогов.Чтобы выполнить условия нового закона об образовании – обучение в одну смену, – Томской области необходимы 28 школ. Начали продумывать разные варианты, например, в Чаинском районе заложена школа с интернатом, чтобы дети не путешествовали ежедневно. Но власти признают, что дефицит мест останется, несмотря на большие планы. Кто виноват? Тем не менее процесс оптимизации продолжается. Актуальным стало объединение образовательных учреждений в комплексы. В Большереченском районе опыт оказался удачным.- Нас насторожило, что в геометрической прогрессии растет количество детей, которые нуждаются в обучении по адаптированным программам, – рассказывает Валентина Шульгина, председатель Комитета по образованию Большереченского района Омской области. – Это говорит о том, что в сельских детсадах нет необходимых специалистов для выравнивания детей: психолога, логопеда, медицинского работника. Опросили родителей, в 7 поселениях, например, хотят получать консультации по развитию дошкольников от специалистов, работающих в школах. Большинство мам и пап хотят, чтобы дошколята занимались в кружках и секциях при школах, как это делается в районном центре. Понятно, что детские сады не обладают школьными ресурсами, поэтому мы стали соединять в комплексы именно детские сады и школы, расположенные в одних поселениях. В Таврическом районе, к примеру, сделали проще – соединили в комплекс три школы райцентра, добившись минимума экономии зато максимума недовольства родителей и детей. Поселок городского типа, расстояние между школами – более километра, транспортного сообщения нет. Несмотря на сопротивление общественности, школы слили, вызвав стойкое отвращение к образовательной системе всех участников образовательного процесса. Неожиданно выпали из процесса образования продленки. Закон не обязал, но разрешил установить цену на присмотр и уход за детьми, посчитав, что продленка – это не основные услуги школы. Впрочем, первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин считает это лукавством законодателя, поскольку в продленках не только бегают и прыгают, но и делают уроки. Во многих регионах оплату взял на себя бюджет, причем не только богатых, как Иркутская область, но и дотационных, например в Алтайском крае. В Омской области лишних денег не нашли. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Владимир Бурматов попросил Рособрнадзор провести проверку организации групп продленного дня в школах всех регионов России. Он считает, что проблему можно решить, включив присмотр и уход за школьниками в муниципальное задание, тогда оплачивать их будут не родители, а муниципалитет. Муниципалитеты, правда, считают, что возникнет другая проблема – где взять деньги? Бюджет Омской области, в прошлом году названный самым дефицитным за все ее существование, в следующем году планирует стать еще более дефицитным.С чего начать? Пожалуй, одно из главных событий 2014 года – итоговое сочинение в 11-м классе. Учителя эту идею Президента РФ Владимира Путина, высказанную в конце 2013 года, горячо поддержали. В самом деле – российская школа живет без сочинений уже пять лет, дети разучились рассуждать, грамотно и внятно излагая свои мысли. При этом педагоги все же наивно полагали, что времени у педагогов и детей будет больше, расширятся программы по русскому языку и литературе, учителей тоже придется учить. Все, как обычно, произошло стремительно, хотя дети не стали внезапно читающими и грамотные педагоги успели лишь натаскать их на две темы, юбилейные, а потому актуальные в этом году: Великая Отечественная война и творчество Михаила Лермонтова. Темы, как полагается, объявили за 15 минут до начала экзамена. – Почему? – удивляется заслуженный учитель РФ Алевтина Кабакова. – Разве нельзя дать в начале года 30 тем, и пусть дети начитывают, готовятся. В конце концов главная задача, как утверждало Министерство образования и науки России, – выразить собственное мнение. Повезло – ученикам Омской области действительно достались «Психологические проблемы, поднятые в произведениях М.Ю.Лермонтова» и «Как вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие», сообразительные сумели связать эту тему с войной. Другие темы были такими: «Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?», «Почему картины зимы так интересны писателям?», «В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?». – Вот вы, взрослый, читающий человек, сможете с ходу вспомнить картины зимы в произведениях писателей? – спросил меня Лев Айзерман, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук. – Кроме того, нельзя в тему сочинения закладывать ответ – «непонимание между людьми разных поколений». И как одиннадцатиклассник может отвечать за все человечество, которое «не способно отказаться от войн»? Таким образом хорошие идеи превращаются в очередную головную боль, сетует педагог. Повышение заработной платы не только не изменило статус учителя, но и добавило сложностей. Технический персонал, как и прежде, получает МРОТ, из которого высчитаны налоги. Это сплочению коллектива не способствует, но главное, ведь от этих людей зависят и гигиена школы, и создание доброжелательной среды. Работа с детьми все больше отходит на второй план, поскольку каждое новшество сопровождается неимоверным количеством отчетов. О школе директора и педагоги уже рассказали все, но это никак не отражается на ее развитии, не помогает ребенку получить больше знаний, умений, навыков.- Старательно создаваемая на федеральном уровне почти уже третий десяток лет система постсоветского образования – это редкое по своей неповторимости произведение абстрактного искусства, которым можно любоваться, но пользоваться небезопасно даже самим создателям, – считает Александр Сайбединов, заслуженный учитель РФ, директор Светленского лицея Томской области. – На фоне увеличения чиновничьего аппарата, уступающего по приросту только Китаю и Индии, система давно превратилась в самостоятельную социальную отрасль, обеспечивающую занятость большой части работоспособного населения страны. И мы готовы были бы этому радоваться, если бы это не мешало учителю дойти до ученика. Количество распоряжений, рекомендаций, обязательных к исполнению отчетов в скором времени общение учителя и ученика из реальной формы переведет в виртуальную. Отсутствие внятной разницы между муниципальным и государственным образованием еще сильнее усугубляет тенденцию роста околообразовательной кадровой опухоли. Необходима реформа в системе управления образованием, эдакая хирургическая операция по отсечению ненужных наростов, мешающих нормальному управлению современной школой. Введение единой образовательной государственной вертикали от школы и до регионального управления позволило бы не только улучшить эту необходимую профессиональную связь, но еще и освободить значительные качественные трудовые ресурсы, так необходимые нашей стране для развития экономики.
Комментарии