В статье «Реформа: пути и цели» («ВО», № 50(154), 2004 г.) подняты проблемы обновления системы военного образования. Приведу примеры того, как ее состояние отражается на жизни войск.
Помните, у Сергея Есенина в «Анне Снегиной»: «Дрожали, качались ступени, / Но помню / Под звон головы: / «Скажи, / Кто такое Ленин?» / Я тихо ответил: / «Он – вы».
А вот современный лейтенант одной из воинских частей Смоленского гарнизона сомнений не ведает: «Ленин? Солист группы «Ленинград».
Вы, уважаемые читатели, воспримете его слова как шутку? И я поначалу так решил. Но командир части, который рассказал мне эту историю, заверил: увы, это не анекдот.
Необразованные мужики из глубинки, того же есенинского села Радово, в первые послереволюционные годы могли не знать главного из тех, благодаря кому завертелось «красное колесо» истории. Но слышали о нем и хотели узнать. А современный юный офицер припомнил лишь певца группы, использующей в выступлениях ненормативную лексику.
Безграмотность современных солдат уже мало кого удивляет. Нельзя сказать, что у «поколения пепси» пропала тяга к знаниям. Но такой школы жизни, как армия, «продвинутые» юноши стараются избежать. В воинские коллективы вливаются те, кто не может отличить имя существительное от глагола, не в состоянии назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны, с трудом вспоминает фамилии президента и главы правительства нашей родной страны.
Еще печальнее, что в последние годы к интеллектуальному уровню солдат, попадающих в армию по призыву, стала приближаться определенная часть офицерского состава. К примеру, недавно в одной из частей, дислоцирующихся в Смоленской области, служил солдат-выпускник исторического факультета педагогического университета, который к тому же учился в духовной семинарии. Печальным откровением стали для меня слова заместителя командира части по воспитательной работе о том, что только он, «замполит», мог на равных вести беседу с таким подчиненным на общеобразовательные темы. Остальным офицерам это было не по силам.
Уровень интеллектуального развития и безграмотность некоторых молодых офицеров поражают. Вот рапорт лейтенанта Б.: «11.05.04 майор Л. (сокращение автора) дал команду выполнить всю наглядную огитацию, боевые листки и экран соревнования. Устранить указанои недостатки должен был быть к 12.05.04. Однако данную команду не выполнил. О устранению недостатков организовал, новоремя срок не было выполнено в 18.30 я ушел по собственным нуждам.
На момент проверки 12.05.04 боевые листки не было выпушины за апрель месяц.
Стенная печать были с нарушениями, экран соревнования сделано неправельно. В подразделение небыло план воспитательной работе, потому, что я его не сделал. Я не сделал потому, что: 18.30 я ушел из подраздилении по своим личным делом.
Боевые листки к 12.05.04 не было выпушина потому что я контролировал».
Безграмотность офицера «гармонирует» с его недисциплинированностью – невыходами на службу без уважительных причин, халатным отношением к служебным обязанностям и т.д. За непродолжительное время он умудрился получить 14 взысканий. Суд чести младших офицеров решил ходатайствовать перед командиром части о перемещении лейтенанта Б. на должность с меньшим объемом работы.
Очень не хотел бы, чтобы этот материал был воспринят как ерничанье, попытка «опорочить высокое звание»…
Офицеры – становой хребет армии. Многие российские офицеры честно и самоотверженно служат в таких условиях, какие в иностранных армиях и не снились, а живут на грани нищеты. Скудное денежное содержание, недостаточная социальная защищенность привели к тому, что военная служба стала непопулярной, к оттоку большого числа офицеров из армии. Военно-учебные заведения не успевают заполнять «бреши» в строю профессиональными кадрами.
Нужны эффективные меры, чтобы спасти интеллект армии.
Комментарии