search
main
0

Вопрос по существу министру образования Москвы

Будет ли Москва при разработке нового варианта нормативного финансирования и новой системы оплаты труда копировать опыт Тюмени и других регионов России?

Исаак КАЛИНА:- Нам предстоит сделать авторские сочинения, в которых бы проявились все особенности, все своеобразие такого города, как Москва, и ее системы образования. Нам надо обсудить экономические механизмы в системе образования. Для этого мы проводим серию семинаров, приглашая в консультанты коллег из разных регионов России, которые уже успешно перешли на нормативное финансирование и новую систему оплаты труда работников образования. Я всегда прошу, чтобы никто не рассматривал ту задачу, ради которой мы собираемся на эти семинары, как задачу только финансовую, только экономическую или только организационную. У нас, как всегда, есть сугубо педагогическая задача, которая, в общем-то, сформулирована во всех документах, начиная с закона об удовлетворении потребностей граждан, общества и государства. Понятно, что интересы граждан – очень многообразные, разнообразные – через различные общественные институты каким-то образом конкретизируются. При этом, конечно, происходит, к сожалению, иногда для нас, граждан, чувствительное непринятие каких-то личных потребностей. Понятно, что на более высоком уровне агрегирования уже общества происходит обобщение тех потребностей граждан, которые наиболее значимы для общества. Соответственно, когда это переходит на уровень государства, то естественно, как и при любой систематизации, проявляются некоторые интегративные свойства, а значит, и интегративные потребности, которых, может быть, нет или которые не ощущались у отдельных граждан, которые, может быть, не ощущались даже у отдельных общественных институтов. Но на уровне более высокой систематизации эти интегрированные потребности проявляются. Государство через избранные народом органы нанимает для управления, формирует то, о чем раньше сказали бы как о задании государства, а сегодня как о государственном задании, и предъявляет его системе образования, которая обязана это задание реализовывать. Понятно, что, как всегда, существуют ресурсы, по всем законам экономики потребности людей бесконечны, ресурсы государства ограниченны, поэтому здесь уже вступают в действие нормальные механизмы, в результате которых мы должны добиться наибольшей степени эффективности. То есть обеспечить удовлетворение как можно большего количества потребностей как более высокого качества, так и большему кругу потребителей за счет тех (как всегда в любой экономике) ограниченных ресурсов, которые общество заработало и через государство способно выделить на реализацию этих потребностей.Я подчеркиваю еще раз, что все это педагогическая задача, так как результатом ее решения становится удовлетворение образовательных потребностей детей, семей. Но для этого существуют финансово-экономические механизмы. Я говорю об этом так подробно потому, что не могут финансовые механизмы подчинить себе педагогические цели. Но мы должны подобрать себе наиболее эффективные организационные, финансовые и экономические механизмы, которые позволят нам в наибольшей степени реализовать наши педагогические цели. Я хочу, чтобы в этой работе мы не делились на педагогов, финансистов, экономистов, ибо цель у нас общая, а цель – всегда структурообразующий элемент системы. Все, что мы выбираем, принимаем и используем, должно соответствовать этим педагогическим целям. Вот почему, проводя семинары для управленцев от образования разных уровней, мы собираем их для того, чтобы никто в одиночку, кулуарно не решал сложнейшую задачу – выбор наиболее эффективных организационных, финансовых и экономических механизмов реализации педагогических задач. Среди управленцев есть люди, которые очень много знают в педагогике, чуть меньше – в экономике, есть люди, которые много знают в экономике, чуть меньше – в педагогике. Только общими усилиями, общим экспертным сообществом мы в состоянии предложить наиболее эффективные системы финансирования, оплаты труда, организации сетей, видов учреждений и так далее. Я хотел бы, чтобы на семинарах каждый не только себя ощущал создателем московской системы финансирования, оплаты труда, но и полпредом тех людей, которые стоят за ним, с которыми он вместе работает, ибо я не верю, что есть кто-то такой гениальный, который один знает, как правильно нужно все сделать, один может взять на себя ответственность за то, что выработанное коллективное мнение правильное, выработка такого коллективного мнения – дело коллективное.Меня сегодня часто спрашивают: а какую экономическую, финансовую и организационную модель будет копировать Москва? Могу определенно сказать: никакую. Мы, конечно, будем изучать опыт введения системы нормативного финансирования и введения новой системы оплаты труда в разных регионах, но разрабатывать будем свою, ту, что учтет своеобразие столицы и ее столичной системы образования. Тот, кто хочет поучаствовать в такой работе, может принять участие. Я очень хочу, чтобы на страницах «УГ-Москва», на сайте Департамента образования директора образовательных учреждений, педагоги высказали свое мнение относительно того, какой они видят систему нормативного финансирования, а какой новую систему оплаты труда. Тогда мы сможем выработать коллективное мнение и принять решение на благо системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте