search
main
0

Вопрос по существу

Верните ключ к гражданскому обществу

Российская олимпиада меняет название

В феврале 2000 года преподаватели права городов Салехарда и Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа узнали о том, что Всероссийская олимпиада по правовым знаниям заменена на олимпиаду по истории. Такое решение нам представляется непродуманным, неподготовленным шагом.

К февралю каждого года уже проходят олимпиады субъектов Российской Федерации. Определяются финалисты. Ведется подготовительная работа с ними. Неожиданная отмена финальной части олимпиады наносит удар по сложившейся за четыре года системе работы педагогов с детьми с 8-го по 11-й класс. Обида остается в душах у тех, кто побеждал в олимпиадах субъектов РФ в 9, 10, 11-х. Прерывается обмен опытом у педагогов, постоянно участвовавших в финальных олимпиадах. В некоторых субъектах РФ вузы приняли льготный порядок поступления на юридические факультеты для призеров всероссийской олимпиады (например, в Казани). Надежды детей зачеркнуты и здесь.

Почему проводятся отдельные олимпиады по русскому языку и литературе и не могут проводиться олимпиады как по истории, так и по правовым знаниям? Почему история олимпиад по естественным дисциплинам имеет 30-40-летнюю историю, а олимпиады по праву, которые проводились четыре раза, прекратились.

Е.Г.МАРЧЕНКО,

гимназия, г. Салехард,

В.Д.ДЕНИСОВ,

сш # 1, г. Салехард,

В.М.ПАСТУШЕНКО, сш # 3, г. Лабытнанги

Комментарий специалиста

“Вопль души”, который получила редакция, – это большая награда нам за ту работу, которую мы делали на протяжении последних лет. Ведь олимпиады по праву проводились всего четыре года, и начинали мы с нуля. В гуманитарной области вообще трудно что-либо организовать – люди настроены на олимпиады традиционные: по математике, физике… Им уже много лет, они ведутся в регионах, на них всегда откладывают деньги… Да и учеников стало трудно посылать на олимпиады в нынешние времена. А предметов около пятнадцати!

Мы добились того, что появился вкус к правовому образованию, воспитаны талантливые дети. Повысился и уровень преподавания правовых дисциплин. Сейчас нет отдельного предмета “Право”, есть образовательная область “Обществознание”, в рамках которой преподаются “История”, “География”, “Обществознание”. Тут мы и пытаемся усилить правовой компонент. Это отражено в документах и учебниках. Много факультативных курсов по праву.

Все олимпиады проводятся при спонсорской поддержке Института “Открытое общество”. У них был большой проект “Правовое образование” (а также литература и русский язык). Был бы у них проект “История”, мы начали бы с олимпиады по истории. Что, собственно, случилось сейчас? Никто, конечно, право не “разлюбил”. Регионы могут проводить олимпиады по-прежнему, ведь у каждой из них четыре этапа: школьный – городской – областной или республиканский и лишь потом федеральный. Каждый регион имеет все права в формировании учебного плана, выборе предметов, есть вариативная часть учебного плана, школьный компонент… В министерстве мы решили: на основании письма от 17 января # 28/11-13 с нынешнего учебного года начинаем проводить поочередно через год олимпиады по истории и обществознанию. А право в составе обществознания всегда было, есть и будет.

Мы начинаем серьезную работу по истории и обществознанию. Создается новая методическая комиссия по истории, мы готовим задания для трех туров олимпиады, рассылаем методические письма… Дети, любящие право, теперь смогут проявить себя и по истории, тем более что история во многом праву близка. Да и в рамках олимпиады по обществознанию могут быть специальные задания или даже специальный тур по праву.

И последнее. На прошлой олимпиаде по праву мы с учителями прощались, и они знали, что впоследствии будут проводиться олимпиады по истории.

Тамара ТЮЛЯЕВА,

главный специалист отдела гуманитарного образования Департамента общего среднего образования МО РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте