- Приказом Минпросвещения России от 28 апреля 2020 года №193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» предусмотрено продление до 31 декабря 2020 года срока действия квалификационных категорий педагогических работников, у которых он истекает в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года. Следует ли вносить в трудовые книжки педагогических работников запись о продлении сроков действия квалификационных категорий?
– Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированным Минюстом России 23 мая 2014 года, регистрационный №32408 (далее – Порядок аттестации), не предусматривает обязанности работодателя вносить в трудовую книжку педагогического работника запись об установлении квалификационной категории и сроке ее действия.Пунктом 41 Порядка аттестации установлено, что решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.Согласно пункту 44 Порядка аттестации распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории издаются на основании решения аттестационной комиссии соответствующими федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.Вместе с тем вопрос, связанный с отражением в трудовых книжках педагогических работников сведений об установленной квалификационной категории, предусмотрен в Разъяснениях по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ответы на вопросы №50 и №56), направленных в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и в региональные (межрегиональные) организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации письмом Минобрнауки России и профсоюза от 3 декабря 2014 года №08-1933\505).Предложено в установленном порядке производить запись об установленной квалификационной категории, руководствуясь пунктом 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года №69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2003 года, регистрационный №5219).Согласно указанному пункту предусмотрено, что, если работнику в период работы присваивается (в нашем случае устанавливается) новый разряд (класс, категория и т. п.), об этом производится соответствующая запись в трудовую книжку.Например, учителю информатики (преподавателю) присвоена высшая квалификационная категория. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела «Сведения о работе» ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись «Установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» («преподаватель») без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.Исходя из изложенного, считаем неправомерным внесение в трудовые книжки педагогических работников сведений о продлении срока действия квалификационных категорий, поскольку приказом Минпросвещения №193 предусматривается не установление квалификационной категории, принимаемое решением аттестационной комиссии, а продление сроков действия имеющихся у педагогических работников квалификационных категорий, действие которых истекает в период с 1 апреля по 31 августа 2020 года включительно.В условиях, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19, данный приказ принят в целях сохранения уровня оплаты труда педагогических работников и в целях их социальной защиты.Реализация приказа Минпросвещения №193 должна осуществляться путем принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти (в отношении педагогических работников федеральных образовательных организаций с указанием их фамилий) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций с указанием их фамилий) о продлении до 31 декабря 2020 года сроков действия имеющихся у них квалификационных категорий, истекающих в период с 1 апреля по 31 августа 2020 года, а также о необходимости принятия работодателями на основе таких распорядительных актов соответствующих локальных нормативных актов о сохранении до 31 декабря 2020 года оплаты труда педагогическим работникам, которым были продлены сроки действия имеющихся квалификационных категорий.Распорядительные акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу должны быть размещены на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет, а также доведены до сведения самих педагогических работников. Издание соответствующих распорядительных актов о продлении сроков действия имеющихся квалификационных категорий для указанных педагогических работников не может являться препятствием для прохождения такими педагогическими работниками аттестации на установление первой или высшей квалификационной категории.- Проработав в ЦРТДиЮ более 20 лет, я устроилась в школу учителем технологии, и, как выяснилось, стаж в ЦРТДиЮ оказался не педстажем, а обычным, хотя нам на протяжении многих лет постоянно говорили, что нужно брать определенное количество часов и групп детей, чтобы педстаж исчислялся. Наш Пенсионный фонд включать это время работы в стаж отказывается.- По всей видимости, речь идет о работе в учреждении дополнительного образования детей (ранее такие учреждения именовались внешкольными учреждениями) и исчислении специального стажа для назначения досрочно страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.Прежде всего следует иметь в виду, что регулирование порядка исчисления стажа педагогической работы (непрерывного стажа работы), применяемого при оплате труда педагогических работников, и стажа, требуемого для назначения независимо от возраста страховой пенсии досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, осуществляется по-разному.Досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренное для педагогических работников пунктом 5 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пенсионным законодательством Российской Федерации, реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии со списками и с учетом правил, регулируемых постановлениями Правительства Российской Федерации.Следует учесть, что до 1 ноября 1999 года, то есть до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067, согласно которому с 1 ноября 1999 года определялись список учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет (так в этот период именовалась досрочная пенсия), а также правила исчисления сроков выслуги, учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) и должности педагогов дополнительного образования (ранее руководители кружков) в ранее действовавших списках вообще не значились.С 1 ноября 1999 года в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 Список были включены учреждения дополнительного образования детей, поименованные в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» и должности педагогов дополнительного образования, поименованные в пункте 2 раздела «Наименования должностей».При этом включение периодов работы в учреждениях дополнительного образования в Список, утвержденный указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации №1067, а также в ныне действующий Список, утвержденный позднее постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 было обусловлено наличием одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 12 Правил, то есть:- на 1 января 2001 года у лица должен иметься стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке (то есть в любых должностях и учреждениях, поименованных в Списке), продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;- у лица должен иметься факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка.Из этого следует, что если на 1 января 2001 года у лиц (то есть у работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей) имелся стаж работы в любых должностях и учреждениях, непосредственно указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев (то есть 2/3 стажа от требуемых 25 лет для назначения досрочной пенсии) и одновременно факт работы в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка, то уже к 1 мая 2009 года этим лицам досрочно трудовая пенсия должна быть назначена (при условии что ими к этому времени был выработан недостающий до 25 лет стаж, составляющий 8 лет и 4 месяца).Лица, у которых имелся факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка, но отсутствовал по состоянию на 1 января 2001 года стаж работы не менее 16 лет и 8 месяцев в любых должностях и в учреждениях, указанных в Списке, уже не могли с 1 января 2001 года претендовать на включение в стаж последующих периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка.Следует также отметить, что с 1 января 2002 года, то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривалось лишь сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии за теми лицами, которые это право имели на эту дату, поэтому предложения, в том числе Общероссийского Профсоюза образования, о дополнении Списка или об изменении Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, с этого времени соответствующими уполномоченными органами не рассматриваются.Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400‑ФЗ «О страховых пенсиях», принятым взамен Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», также предусматривается только сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии, в том числе в связи с педагогической деятельностью.Жалобы граждан из числа педагогических работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, на нарушение их прав при назначении досрочно страховой пенсии, изложенных в пункте 12 Правил, неоднократно рассматривались Конституционным судом Российской Федерации.В определениях Конституционного суда РФ от 16 ноября 2006 года №512‑О, от 29 сентября 2011 года №1279‑О-О, от 24 апреля 2018 года №954‑О и от 27 февраля 2018 года №373‑О была сформулирована правовая позиция, предусматривающая, что изложенные в пункте 12 Правил условия не могут рассматриваться как нарушающие право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, поскольку введение в действие такого правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2000 года занимавших соответствующие должности. Таким образом, по мнению Конституционного суда РФ, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.Исходя из изложенного, для решения вопроса о возможности назначения досрочно страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью вам, если вы являетесь членом профсоюза, с помощью Алтайской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования следует уточнить соблюдение всех перечисленных условий для ее назначения.- Я преподаватель. Общий стаж работы в образовательной сфере 23 года. Плюс служба в рядах Советской армии. Служил с 13 октября 1989 по 28 ноября 1991 года, когда действовало постановление от 17 декабря 1959 года №1397, которое до сих пор имеет юридическую силу. Работать в сфере образования я начал после армии, с 9.09.1992 года, о чем есть запись в трудовой книжке. До этого времени не было возможности устроиться на работу. В территориальном отделении Пенсионного фонда не включили период службы по призыву в стаж, поскольку отсутствует факт педагогической деятельности до 1.01.1992 года. Я не согласен и считаю, что мне должны включить службу в рядах Вооруженных сил СССР в педагогический стаж.- Прежде всего следует иметь в виду, что порядок исчисления стажа педагогической работы (непрерывного стажа работы), применяемый при оплате труда педагогических работников, отличается от порядка исчисления стажа, требуемого для назначения досрочно страховой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.Порядок исчисления стажа, требуемого для назначения досрочно страховой пенсии (ранее трудовой или пенсии за выслугу лет), согласно пенсионному законодательству поручено определять Правительству Российской Федерации.Как правильно было замечено, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление №665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400‑ФЗ применяются ранее действующие постановления правительства. При этом введены ограничения по срокам их применения для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место в деятельности гражданина.В частности, в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее – постановление №1397) применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, но в том порядке, который предусмотрен данным постановлением.Согласно подпункту «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением №1397, педагогическим работникам в стаж работы по специальности (так именовался стаж в этот период) кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.Вместе с тем согласно пункту 4 указанного положения установлено, что время перечисленной службы может быть включено в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (то есть 16 лет и 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением №1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.Следует также отметить, что в отличие от порядка исчисления стажа педагогической работы, необходимого для оплаты труда, порядок исчисления стажа, который регулируется различными постановлениями Правительства Российской Федерации, в целях назначения досрочно страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, не предусматривает никаких условий о том, что периодам деятельности (службы), включаемой в стаж для досрочной страховой пенсии, должна предшествовать или непосредственно следовать за такими периодами педагогическая деятельность либо эти периоды должны следовать один за другим без каких-либо перерывов. В стаж включаются периоды конкретной деятельности (службы) независимо от возможных перерывов между ними, которые сами по себе (то есть перерывы) в такой стаж не включаются, но не препятствуют включению в стаж периодов, подлежащих включению в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.Письменный отказ отделения Пенсионного фонда о включении в стаж периодов военной службы может быть оспорен в суде. Региональные организации Общероссийского Профсоюза образования членам профсоюза в этом оказывают необходимую помощь.- Некоторые педагогические работники в данный момент находятся в школе, так как их на работу вызвала директор. Правомерны ли решения директора о возвращении педагогов на работу непосредственно в образовательном учреждении, а также о переводе на 0,75 ставки работников из числа технического персонала, работавших ранее на полной ставке?- Прежде всего в отношении возвращения работников непосредственно для работы в образовательном учреждении необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 года №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2016 года, регистрационный №42388 (далее – приложение к приказу №536), предусматривающим, что периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, так же как и каникулярные периоды, не совпадающие с ежегодными основными и ежегодными дополнительными отпусками, являются для всех работников рабочим временем.В соответствии с разделами IV и VI приложения к приказу №536 педагогические работники в такие периоды, в том числе в условиях режима повышенной готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привлекаются к педагогической, методической или организационной работе. Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала организаций в указанные периоды привлекаются для выполнения организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.За всеми работниками образовательных учреждений в эти периоды сохраняется заработная плата, которую они получают в течение учебного года, в том числе и за работниками из числа обслуживающего персонала, которым не должны были снижать уровень их материального обеспечения, тем более необоснованно переводить их на часть ставки (0,75) либо применять к ним порядок оплаты в период простоя.Возвращение педагогических работников на работу непосредственно в образовательное учреждение является правом работодателя, если в субъекте РФ созданы соответствующие условия.Все особенности применения приказа №536 в условиях режима повышенной готовности, предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) изложены в письме Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2020 года №164 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», размещенном на сайте профсоюза eseur.ru в рубрике «Горячая линия» (23.03.2020 ).Рекомендации по поэтапному возобновлению деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций направлены в регионы письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2020 года №ВБ-1007/03 «О поэтапном возобновлении деятельности образовательных организаций».Минпросвещения России в указанном письме отмечает целесообразность постепенного начала функционирования дошкольных образовательных организаций и школ на основе предварительной оценки и анализа результатов мониторинга потребности родителей (законных представителей) в посещении их детьми этих образовательных организаций после 11 мая 2020 года с учетом обеспечения возможности для родителей (законных представителей) выполнить требования их работодателей по организации трудовой деятельности.Предусмотрено также, что при принятии соответствующего решения на уровне субъекта Российской Федерации руководителям ДОО и школ, перешедших в режим функционирования, необходимо обеспечить работу отдельных дежурных групп и/или классов, а в дальнейшем всей образовательной организации, при строгом соблюдении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с учетом дополнительных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в конкретном субъекте Российской Федерации, издав приказ о соответствующем режиме функционирования организации.- В общеобразовательную организацию влили бывшее учреждение дополнительного образования детей «Центр творчества», в котором теперь работают не только педагоги центра, но и учителя, с которыми центр заключил дополнительное соглашение. Какой продолжительности предоставляется отпуск работникам центра?- По всей видимости, произошло присоединение учреждения дополнительного образования детей к общеобразовательному учреждению.Согласно абзацу второму части 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.Из этого следует, что при присоединении учреждения дополнительного образования детей к общеобразовательному учреждению первое уже прекращает свою деятельность как учреждение и становится структурным подразделением общеобразовательного учреждения, обеспечивающим реализацию дополнительных общеобразовательных программ.В соответствии с частью пятой статьи 75 Трудового кодекса РФ реорганизация учреждения путем его присоединения к другому учреждению не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками присоединенного учреждения.Вместе с тем в трудовые договоры с этими работниками вносятся необходимые изменения, в том числе в части изменения продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (далее – отпуск), поскольку согласно пункту 1 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (в ред. постановления Правительства РФ от 7.04.2017 №419) педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей,за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 раздела III, имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.Такой же продолжительности должен предоставляться отпуск руководителям, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью.К таким должностям руководителей относятся:- должности заместителей руководителей с наименованиями «директор», «заведующий», «начальник»;- должности руководителей структурных подразделений с наименованиями «директор», «заведующий», «начальник», «управляющий»;- должности заместителей руководителей структурных подразделений с наименованиями «заместитель директора», «заместитель заведующего», «заместитель начальника», «заместитель управляющего».Регулирование трудовых отношений работников присоединенного учреждения осуществляется общеобразовательным учреждением, а не структурным подразделением. Отпуск указанным работникам (теперь уже общеобразовательного учреждения) предоставляется продолжительностью, предусмотренной по должности, занимаемой на день его предоставления, независимо от того, когда к общеобразовательному учреждению было присоединено учреждение, с которым ранее работники состояли в трудовых отношениях.
Ответы подготовлены специалистами правового отдела и отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования
__________________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Комментарии