Надежда МАРКЕР, учитель информатики школы №99, Омск: А что такое информатика и почему ее нужно изучать с первого класса? Компьютер ведь не цель, а средство. Можно учить применять компьютер для поиска информации, для обработки информации, показать, как можно оформить результаты своего труда, используя, например, средства Microsoft Office. Чему именно учить в начальной школе и что это даст детям? Пока мы не ответим на эти вопросы, вводить обязательное обучение с 1-го класса непродуктивно.
На мой взгляд, она может быть введена в начальную школу хоть сейчас, однако все будет зависеть от того, как это дается. Если умно, доступно, то – да, если профанация, то – нет. Уже сегодня для малышей существуют безмашинные варианты изучения информатики как игровой вариант. По специальным рабочим тетрадям. Это, собственно, не информатика, а некий симбиоз, где присутствуют логика, математика, информационная культура. Нам повезло: у нас в школе есть талантливый учитель, и она предлагает это малышам как факультативное занятие, причем востребованность в нем очень высока. Вопрос в том, смогут ли все так неформально подходить к делу? Очень многое зависит учителя. Техника здесь играет даже меньшую роль, чем профессионализм кадров.
Сергей АЛЕКСЕЕВ, заместитель министра образования Омской области: Ненужное – вычеркнуть. Необходимое – добавить
Обучение информатике в начальной школе было рекомендовано Министерством образования России еще в 1995 году. Там, где была техническая возможность, эта рекомендация реализовывалась, специалистов институт повышения квалификации подготавливал. Но компьютеры были редкостью. По одной школе в Москаленском, Большеуковском, Тюкалинском, Таврическом районах смогли ввести такое обучение. Я тогда был директором лузинской школы №2 Омского района, мы тоже начали учить малышей благодаря тому, что с техникой помогло хозяйство.
С марта 2004 года мы начали поэтапно вводить в действие новый базисный учебный план, согласно которому с 3-го класса появляется предмет «Информатика и информационно-коммуникативные технологии». Этот предмет входит модулем в урок технологии. 33 школы Омска и 100 школ области уже апробируют новый базисный план. Во всяком случае, обучают, знакомят малышей с компьютерными технологиями. В план работы областного института повышения квалификации работников образования внесены добавления. Кафедра начального образования готова и уже начала готовить учителей начальных классов. Параллельно с этим кафедра физико-математического образования обучает преподавателей информатики работе с начальными классами. На всякий случай. Возможность овладеть компьютером дается каждому педагогу, но для кого-то это может быть очень сложным – учителя начальных классов в большинстве своем люди немолодые. На мой взгляд, информационно-коммуникативные технологии – это то, что пригодится в жизни каждому ребенку, и чем раньше начнется процесс обучения, тем лучше. Конечно, не в ущерб здоровью. Но что касается компьютеров, опасения насчет того, что дети и без них слишком загружены, не очень оправданны. Для того и нужна модернизация образования, дабы освободить школьников от лишнего, ненужного, добавив необходимое.
Марина БЕРДЫШЕВА, заведующая информационно-аналитическим центром Омского областного института повышения квалификации работников образования: Безмашинный вариант
Для повсеместного введения есть два препятствия. Во-первых, кто будет вести предмет: учитель начальной школы или преподаватель информатики? Во-вторых, учителя еще не готовы. Те, кто уже вел такие уроки, конечно, знают, как это делается. Остальные – пока мало. Думаю, что информатика в начальной школе, безусловно, нужна. Скорее вероятен безмашинный вариант. Информатика ведь не столько обучение ПК, сколько обучение работе с информацией.
Марина ЧЕЛПАНОВА, учитель информатики лицея №363, Санкт-Петербург: Все зависит
от мастерства
На мой взгляд, она может быть введена в начальную школу хоть сейчас, однако все будет зависеть от того, как это дается. Если умно, доступно, то – да, если профанация, то – нет. Уже сегодня для малышей существуют безмашинные варианты изучения информатики как игровой вариант. По специальным рабочим тетрадям. Это, собственно, не информатика, а некий симбиоз, где присутствуют логика, математика, информационная культура. Нам повезло: у нас в школе есть талантливый учитель, и она предлагает это малышам как факультативное занятие, причем востребованность в нем очень высока. Вопрос в том, смогут ли все так неформально подходить к делу? Очень многое зависит от мастерства учителя. Техника здесь играет даже меньшую роль, чем профессионализм кадров.
Могу спросить себя: хотела бы я, чтобы дети занимались информатикой, допустим, с первого класса? Несмотря на то, что я – учитель информатики, скорее ответила бы «нет», чем «да». Потому что, даже невзирая на стремительную информированность мира, дети все равно не готовы к глубине, к приложению сил в этом направлении. Пятнадцать лет назад, когда машин еще не было, программировать хотели все. Сегодня это один человек на всю школу. Потому что программирование – это размышление, это интеллектуальное усилие.
С другой стороны, если ребенок с раннего возраста в форме развивающей игры начнет постигать азы информатики, у него начнется формирование другого отношения к компьютеру. Не потребительского. Ребенок поймет, что компьютер – это не только игры, но и помощь.
Комментарии