Анна КОРОВКО, директор Хабаровского центра компьютерных технологий: Каждый уважающий себя регион имеет собственную программу информатизации, кто-то обходится собственными силами, кому-то больше повезло, и он имеет возможность использовать различные проекты, действующие на территории нашей страны. За последние два-три года наметились положительные тенденции в области традиционных «отчетных» индикаторов, отражающих успешность процессов информатизации образования, растет количество регионов, уже перевыполнивших плановый показатель по одному компьютеру, приходящемуся на 80 учащихся, намеченный ФЦП РЕОИС. Однако говорить о масштабном увеличении количества педагогов, реально применяющих новые технологии в работе с детьми, не приходится.
Это не только российская проблема, в более чем благополучной Европе, где на 5 школьников приходится по компьютеру, подавляющее число школ – от 80 до 10% – имеют выход в Internet и практически все учителя прошли переподготовку в области ИКТ, но в среднем по ЕС компьютерные технологии занимают менее часа в неделю и, как правило, предназначены для изучения собственно компьютера. В нашем регионе проблема прорисовывается отчетливо. Учителя Хабаровского края массово начали обучаться использованию компьютерных и коммуникационных технологий в учебном процессе с 2002 года. Сегодня порядка 25% педагогов-предметников имеют за плечами необходимую курсовую подготовку. Программы обучения и формы организации в регионе были выбраны разнообразные. Хабаровские учителя имели возможность пройти 40-часовой базовый курс на базе института переподготовки и повышения квалификации кадров, обучиться по 72-часовой программе «Пользователь ПК» на базе «продвинутых» школ в районах края, получить подготовку по 72-часовой программе с помощью тьюторов, подготовленных в краевом центре. Но по факту количество учебных часов, реализуемых с применением компьютера, методы преподавания и формы работы с детьми меняются значительно медленнее.
Это объясняется отсутствием административных и финансовых стимулов, бедственным положением наших учителей, нерациональным распределением времени и интенсивности загрузки компьютерных классов и так далее. Преподавателю не просто изменить свое отношение к многолетней рутинной работе по «пересказу» сведений и проверке того, что дети запомнили. Трудно привыкнуть к мысли, что урок – необязательно традиционная лекция или что домашняя работа – коллективный труд. До сих пор большинство учителей видят в компьютере средство облегчения жизни себе (набор текстов, создание презентаций и так далее), а не подспорье в переходе к новым формам обучения, совместным с учениками исследованиям, к более творческой работе. Курсы повышения квалификации в области ИКТ – одна из ступенек, позволяющих учителю приподняться над рутиной.
Елена КРУПОДЕРОВА, заведующая кафедрой Мурманского областного института повышения квалификации работников образования: Целых три компьютерных класса!
Третий год Мурманская область участвует в реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)». После поставки техники по программе «Компьютеризация сельских школ» и «Компьютеризация городских и поселковых школ» значительно улучшилась материальная база в школах, сегодня многие образовательные учреждения области имеют по два-три современных компьютерных класса, оснащенных мультимедийными проекторами, сканерами, другой техникой.
Учителя из отдаленных территорий области проходят в МОИПКРО обучение с отрывом от работы в течение пяти дней по 8 часов ежедневно. Такое интенсивное обучение имеет достаточно много преимуществ, но при таком варианте бывает трудно использовать ресурс самостоятельных занятий. Для учителей Мурманска обучение проводилось во второй половине дня без отрыва от работы. Недостатком такой организации учебного процесса стала невозможность полностью погрузиться в обучение, сосредоточиться на нем. Но, с другой стороны, учителя сразу могут проверить некоторые идеи курса на практике, имеют время на самостоятельную работу.
Нина ЕМУЗОВА, заместитель министра образования и науки Кабардино-Балкарской Республики: Компьютеры есть везде!
В нашем регионе больше нет школ без компьютеров, речь идет о дополнительных поставках. За время реализации ФЦП РЕОИС в школах размещены 2500 компьютеров.
До конца этого года мы ставим задачу дооснащения всех сельских школ компьютерным оборудованием библиотек. Одна из приоритетных задач – создание медиатек, пока их получили только экспериментальные площадки.
В городах и районах республики действуют в общей сложности шесть ресурсных центров, работает система дополнительного образования взрослых. Сейчас начата работа по подключению всех школ республики к интернету, решается задача по объединению всех образовательных учреждений местной сетью
Комментарии