search
main
0

Вопрос номера. Электронная библиотека в учебных заведениях – что она собой представляет?

Ольга СЕРОВА, библиотекарь школы № 24, Нижний Новгород: До электронной библиотеки в школе еще ой как далеко. И потом я никогда не посажу самого ребенка, даже старшеклассника, за компьютер. Во-первых, эта машина пока у нас из разряда дорогих, а ПК, так же как и пишущая машинка, любит, как говорится, одни руки. А во-вторых, слишком много соблазнов в интернете – тех же порнографических сайтов, а я одна и просто физически могу не уследить за тем, чем занимается ребенок за компьютером – слишком много обязанностей ложится на школьного библиотекаря. Но так как у нас не просто библиотека, а информационный центр, то мультимедийный комплекс обязательно нужен. Как я надеюсь, в него должны войти компьютер, мультимедийный экран, мультимедийная система, принтер. Вот ксерокса нет, а ксерокс-то очень надо. Безусловно, нужны и наборы видео- и аудиокассет, и компакт-дисков с интересными познавательными программами, которые можно использовать и на уроках, и во внеклассной работе, и при подготовке школьных вечеров.

Наталья ДАВЫДОВА, заместитель начальника управления образования, по вопросам развития содержания образования и экспертизе качества, Екатеринбург: Мечта становится достижимой

Еще недавно цифровые библиотеки казались недостижимой мечтой для школьных библиотек. Но будущее оказалось не бесконечно удаленным.

Обеспечению библиотек электронными изданиями в управлении образования Екатеринбурга уделяется особое внимание. За последние два года мы обновили компьютерное оборудование в 56 городских школах. И по программе «Информатизация системы образования РФ» закупили компьютеры практически для всех школьных библиотек. Поэтому для нас сейчас актуален вопрос создания медиатек. Что это такое в нашем понимании? Это и полнотекстовые коллекции книг, газетных и журнальных статей, это и энциклопедии, справочники, различные образовательные программы, хранящиеся на компьютерных дисках. Содержание медиатек условно можно разделить по темам. Диски, содержащие художественную литературу, составляют очень большую часть электронных библиотек. При этом значительная часть приходится на классические произведения, зарубежные и русские. В наших собраниях хранятся, к примеру, такие аудиокниги, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье» Л. Кэрролла. В медиатеках обязательно должна быть литература по общественным наукам – истории, философии, чтобы школьники, придя в библиотеку, могли познакомиться с познавательными электронными коллекциями – «Битва за Москву», «Русский космос», «Флот во славу России», «От Кремля до рейхстага», узнать что-то новое, рассматривая хорошо иллюстрированный диск «История России, ХХ век». В электронной библиотеке должно быть место для технической литературы и литературы по естественным наукам – я имею в виду компьютерные книги и документацию, учебную и справочную литературу по программированию. В этом году городское управление образования закупило подобное программное обеспечение для большого количества школьных библиотек.

Необходимо отметить, что электронные библиотеки могут наполняться не только готовыми компьютерными программами, написанными профессиональными программистами, но и обязательно должны состоять из информационных продуктов, создаваемых учителями информатики, учителями-предметниками и самими учениками. К примеру, в лицее №130 ребятишки для урока биологии сделали наглядную учебную программу «Деление клетки».

Людмила ФИЩЕВА, заместитель заведующей библиотекой Нижегородского коммерческого института: Виртуальное обслуживание

Если в идеале, то все виртуально, кроме читателя, конечно.

Все начинается от виртуального обслуживания. Заводится на студента или преподавателя электронный формуляр. Читатель делает запрос необходимой литературы через справочный компьютер на абонемент, затем также найденная библиотекарем электронная версия учебника, статьи поступает обратно на компьютер читателя.

Мы пока готовимся к реализации этой задумки. В библиотеке нашего вуза создан электронный каталог на фонд методических пособий, и все электронные ресурсы, имеющиеся у нас и поступающие вновь, заложены и закладываются в базу данных. Сейчас формируется электронный каталог газетных и журнальных статей по законодательству и другим темам, востребованным студентами и преподавателями НКИ. Кстати, все методические пособия, разработанные профессорско-преподавательским составом вуза, у нас есть в электронном варианте.

Особой подготовки требует и библиотечный персонал. Здесь нужно не просто владение ПК как пользователей. Сейчас информационно-библиографический отдел разрабатывает инструкцию по алгоритму действия при пользовании такой электронной библиотекой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте