Джавад АВЕТИСЯН, президент издательства «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение»: Сначала – МОП, потом – книжные полки
На сегодняшний момент дистанционного образования в России нет. Пока идет его тотальная имитация. В ближайшее время дистанционного образования и не будет, так как еще не начато системное производство контента для него – мультимедийных обучающих программы (МОП), соответствующих стандарту SCORM.
Пока не будет конвейерного производства МОП говорить о дистанционном образовании нельзя. Но это должны быть именно МОП, а не примитивные гипертекстовые материалы, так называемые электронные учебники (ЭУ), по которым в принципе невозможно обучаться.
Многие вузы – основные заинтересованные структуры в использовании преимуществ дистанционного образования – стали активно приобретать западные LMS-системы – WEB CT, Learning Space и др. На этой волне поднялись также и российские компании, которые заняли эту новую нишу LMS-систем.
К сожалению, из-за чрезмерного увлечения концепцией прямого и непосредственного использования телекоммуникационными возможностями интернета в противовес содержательным аспектам систем дистанционного образования многие потенциальные заказчики образовательного программного обеспечения, в основном вузы, перестали уделять внимание необходимости разработки и внедрения МОП в свою деятельность. Важнее было показать, что дистанционное образование широко внедряется. Но на деле дистанционное образование заключается лишь в функционировании электронного деканата и в лучшем случае тестированием знаний. В то время как само обучение с использованием информационных, мультимедиатехнологий было отстранено как мешающий фактор развития дистанционного образования из-за необходимости решать сложные проблемы, связанные с созданием мультимедийного контента, который к тому же медленно «прокачивался» в условиях ограниченных пропускных возможностей интернет-сетей.
Сейчас необходимо скорректировать траекторию развития информатизации образования, уделив главное внимание созданию контента. Образно выражаясь, сперва необходимо создать «книги», то есть мультимедийные обучающие программы (МОП), соответствующие стандарту SCORM, а потом только думать о «книжных полках». И ни в коем случае не наоборот. Это фундамент, на котором можно построить дистанционное образование. Причем по трудозатратам – это наиболее тяжелая вещь.
Илья АНДРЕЕВ, преподаватель-методист, Москва:
Акцент на методику и авторские курсы
Безусловно, дистанционное образование будет развиваться. Однако поскольку государство по своему обыкновению кормит общественность лишь обещаниями, то развиваться будет в основном дополнительное профессиональное образование, финансируемое крупными компаниями, заинтересованными в обучении использованию своих программных продуктов.
Со временем дистанционное образование перестанет выделяться во что-то отдельное, все это будет называться – применение новых образовательных технологий. Что используется – мешок книжек или сервер поддержки, – не будет иметь значения. Важными станут методика обучения, авторские курсы и качество вспомогательных материалов.
Дмитрий СТОЛЯРОВ, заместитель директора Ассоциации развития информационных технологий в образовании «ИНТЕРНЕТ-СОЦИУМ»:
Слабое звено – законодательная база
За таким образованием будущее. Пока оно лишь дополняет основное, но в дальнейшем будет развиваться, причем в первую очередь в области повышения квалификации и переподготовки. В то время как базовое еще долгое время будет закреплено за стационарными учебными заведениями, где дистанционное образование останется вспомогательным средством.
В итоге, я думаю, дистанционное образование примет ту форму, которая свойственна ему в Западной Европе. Резкий всплеск произойдет, как только в России развитие интернета, телекоммуникационных сетей выйдет на уровень мировых стандартов и большая часть России будет подключена к Сети. Дистанционное образование как образование, тесно связанное с развитием технологий, будет в дальнейшем прогрессировать вместе с ними.
Для успешного функционирования системы дистанционного образования необходимо проработать законодательную базу. Сейчас этот вопрос проработан слабо. Особое внимание нужно обратить на порядок контроля за качеством обучения и дальнейшую сертификацию специалистов.
Комментарии