В Москве 7‑9 ноября прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности. Что в первую очередь влияет на грамотность ваших учеников?
Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:- В первую очередь на грамотность влияет речь окружающих – родителей, учителей. Второй аспект – чтение книг. Чем больше ребенок читает, тем лучше становится его устная и письменная речь. Важно, чтобы ученик понимал суть языковых явлений. Самым полезным учебником, раскрывающим тайны языкознания, я считаю книгу петербургского ученого Ирины Барановой «Периодическая система русской речи». Этот учебник был апробирован мною на трех классах, и результаты оказались потрясающими.Лариса КЛИМОВА, учитель русского языка и литературы Гимназии им. Андрея Платонова, Воронеж:- К сожалению, сегодня дети очень мало читают, а ведь именно чтение хорошей литературы обогащает ум человека, формирует языковую культуру. Ребята все чаще предпочитают короткие тексты длинным, вплоть до комиксов, и чтобы побольше было картинок. Обнадеживает то, что в 9‑м и 11‑м классах, когда приходит время сдавать ОГЭ и ЕГЭ, отношение к русскому языку меняется: все начинают усиленно учить и заниматься, читают больше и стараются сдать экзамены хорошо.Юлия БАЙДАРОВА, учитель русского языка и литературы шуйской средней школы №1, Прионежский район, Карелия:- Если говорить о грамотной устной и письменной речи, то я бы поставила на первое место большой объем прочитанной в детстве качественной литературы. Читая, дети тренируют зрительную память и могут грамотно писать, зачастую не зная правил. На второе место я бы поставила способности. Бывают дети, которым легко дается изучение предмета. Правила русского языка могут выучить все, а вот применять их способен далеко не каждый. Третье место в моем рейтинге – планомерное заучивание. Есть такие ученики, я их называю «усидчивые дети», которым для понимания материала необходимы многократное повторение и постоянные тренировки. Конечно, такие ученики встречаются редко, но именно они, на мой взгляд, в школе доказывают, что невозможное возможно. Они готовы снова и снова выполнять упражнения, чтобы добиться необходимого результата.Татьяна К., учитель русского языка и литературы, Городецкий район, Нижегородская область:- Важен культурный уровень родителей, который проявляется в начитанности, духовных запросах, в уважении к науке, в неравнодушии к всестороннему развитию своего ребенка. Такие родители прикладывают все усилия, чтобы ребенок вырос грамотным, они первые союзники школы и преподавателей. У нас в глубинке таких родителей не очень много. Гораздо больше других, менее культурных и менее образованных, но возлагающих на образование (и, в частности, на владение языком, как родным, так и иностранным) большие надежды. Родители второй категории влияют на детей не своим примером, как первые, а силой авторитета. Они становятся для своих детей своеобразным ветром, надувающим паруса, толкачом, мотором. Такая волевая мотивация тоже имеет шанс на успех.
Комментарии