Любой рейтинг предполагает наличие критериев. Как вы относитесь к критериям, по которым наше образование оценивают в международных исследованиях?
Елена ВАЙНИК, директор средней школы №36, Петрозаводск:
– Место России по качеству образования относительно других стран определить объективно без участия в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS было бы очень сложно. Результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ не позволяют это сделать. Участие в процедурах международных исследований необходимо для достижения задач, определенных указами Президента РФ. А вот по поводу содержания заданий на оценку функциональной грамотности вопросы, конечно же, у наших педагогов-практиков и у родителей учеников имеются.
Они касаются корректности содержания заданий и методологии оценивания функциональной грамотности школьников. И еще возникает вопрос: почему школьники России в 2018 году по результатам исследования PISA оказались на 31‑м месте, а школьники Москвы, которая участвовала как отдельная территория, – на третьем? Наверное, не в критериях исследования дело, а в разных подходах к организации образования…
Евгений ДРЕВАЛЬ, учитель немецкого языка, русского языка и литературы школы №75, Воронеж:
– Как учитель русского и иностранного языков я когда-то интересовался критериями определения уровня читательской грамотности в исследовании PISA. Например, такие действия с текстом, как поиск и извлечение информации, ее интерпретация и осмысление, для учеников российских школ непреодолимая задача. Хороши ли критерии PISA? Безусловно! Заложено ли системное (!) развитие похожих навыков в отечественные УМК? Нет! Вывод: не стоит удивляться, обнаружив, что швейная машина не может забивать гвозди. Она хорошая, просто настроена на другое.
Ирина ТИМОФЕЕВА, учитель математики и информатики, Великий Новгород:
– Я думаю, что критерии международных рейтингов лучше, чем критерии наших ЕГЭ и ОГЭ. Первые направлены на проверку компетенций ученика, анализируют его умение применять знания из различных сфер для решения нестандартных задач. А наши экзамены нацелены на проверку конкретных выученных данных, зачастую представляющих собой набор цифр, формул, правил, дат. Российские школьники потому и не занимают высоких мест в международных рейтингах по оценке качества обучения, что мы заставляем детей зубрить, а не думать.
Светлана КУЛЕВА, директор лицея №87, Нижний Новгород:
– Критерии международных рейтингов разрабатывают признанные специалисты, авторитеты в своей сфере, поэтому мы не вправе их оспаривать. С другой стороны, мы понимаем, что каждый специалист разрабатывает критерии оценки, сообразуясь с определенной повесткой, имея в виду интересы определенных структур. Поэтому мы должны уважать международные рейтинги, но не принимать их за единственную программу действий. На мой взгляд, нужно разрабатывать собственные критерии, чтобы объективно оценивать качество нашего образования.
Комментарии