search
main
0

Вопрос недели

​Президент Владимир Путин в ходе прямой линии ответил на вопрос о российских образовательных стандартах и призвал подумать над введением так называемого базового учебника в России. Он отметил, что требования могут немного отличаться. Но единый учебник дает педагогу возможность проявлять творчество в ходе образовательного процесса. Как вы считаете, нужен ли базовый учебник по географии и как скажется единый подход в систематике изложений знаний на изучении этой дисциплины?

Наталья ОГОРОДНИКОВА, директор школы №827, кандидат педагогических наук:- Учебник вообще штука в образовании очень важная – это и четкий сценарий рабочей программы, и источник содержания предмета, и система формирования навыков самостоятельной работы. А значит, попадая к ребенку, должен быть идеальным. Ведь как тонко подметил Виссарион Белинский: «Учебная книга не роман, и если дурно составлена, то делает вреда не меньше чумы и холеры».В последние десятилетия педагоги получили большое количество ярких, разнообразных учебников географии, авторы которых вели самостоятельный научно-методический поиск и отбор содержания. А ведь география – это очень разносторонняя, комплексная, в социально-экономическом контексте динамично меняющаяся наука. В итоге сегодня мы имеем калейдоскоп замечательно красивых учебников, которые приятно взять в руки, но которым невозможно верить – в них множество устаревшей, субъективной или несоответствующей действительности информации. Из них нельзя узнать о глобальных российских и зарубежных компаниях, геополитических изменениях, любопытных трендах развития рекреационного хозяйства или, например, реальном положении дел российского фермерства. Кроме того, такая суета учебников запутывает всех участников образовательного процесса и усложняет мониторинги знаний.Выход в едином хорошем базовом учебнике, в котором, как в фокусе, компилятивно объединятся положительный предметно-методический опыт уже существующих учебников географии и современное содержание на основе единого подхода к представлению социально-экономической, геополитической, историко-географической информации. Такой опыт в истории России был, и он был вполне успешным.Кто может быть автором такого учебника? Это должна быть целая команда, включающая как географов-методистов, разрабатывающих аппарат последовательного и грамотного изложения информации, так и узких специалистов – экономистов, геоморфологов, социологов, демографов, климатологов, политологов и т. д. Тогда можно достичь гармоничной сопряженности смысловых блоков, избежать субъективизма одного автора и перекоса учебника в избранную область. А еще новому учебнику совершенно необходимы хорошие психологи, которые подскажут, как с помощью приемов, цветов и фактур сделать содержание более увлекательным, воспринимаемым и запоминаемым. Не только содержательные, методические и структурные новшества учебника могут помочь в новом изучении географии. Ему в помощь может быть всероссийский портал его поддержки, где учитель, не тратя времени на поиски, быстро найдет материалы, подготовленные компаниями и фирмами разных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также актуальную статистику. Также постоянное наполнение контента уроков «Московской электронной школы» будет незаменимым подспорьем для работы с единым учебником географии. Для учителя это особенно важно, ведь определить на просторах быстро меняющихся данных Интернета, какие сведения полноценно достоверны, самостоятельно не всегда возможно.География – это не скучный набор описаний, фактов и пыльных карт. Это большой и разный мир, его креатив и динамика развития, современное мировоззрение и логика причинно-следственных взаимосвязей природы и общества, умные путешествия и политические правила, экономика и новые открытия. Такой единый подход к географии, выраженный в едином сквозном учебнике, очень нужен не только для перезагрузки отношения наших детей к этому замечательному и очень важному предмету, но и для того, чтобы наши ученики росли в реальном мире и росло их желание быть его важной, деятельной, созидательной частью.Тамара ГОРДЗЕЙКО, директор школы №498, заслуженный учитель РФ:-  Владимир Владимирович Путин в ходе прямой линии сказал о том, что нужно подумать о базовом учебнике по каждому предмету для каждого класса. Например, учебников по истории несколько десятков, по географии около десяти. Они созданы как отдельными авторами, так и коллективами. Отличаются содержанием, структурой, последовательностью изложения тем уроков, методическим аппаратом и т. д. Все это создает трудности для формирования единой образовательной среды в школе, городе и стране. Особенно заметны эти различия при проведении диагностики независимой оценки качества образования и уровня преподавания предмета, переходе ребенка из одной школы в другую, переезде семьи в другой город. Это создает проблемы как для администрации школы, так и для детей, и их родителей, вызывает нарекания, недовольство и обоснованные жалобы.Сегодня в Москве созданы все условия для обучения детей в едином образовательном поле:- единое нормативное финансирование;- единое оснащение образовательных учреждений в рамках «Техносферы»;- участие школ в городских проектах: инженерный, медицинский, кадетский классы в московской школе;- образовательные программы имеют единую структуру с отражением единого содержания образования, подкрепленного тысячами электронных сценариев уроков городского проекта: «Московская электронная школа».Однако отсутствие единого базового учебника затрудняет дальнейшее развитие образовательного пространства не только в городе и стране, но даже в рамках одной большой школы.Что касается учебников географии, Владимир Владимирович имел в виду экономическую и социальную географию России. Действительно, содержание учебников данного курса не отражает тех колоссальных изменений и достижений, которые произошли в политической, хозяйственной и социальной жизни в Российской Федерации. Учебники географии России оторваны от реальной жизни. В них отсутствуют такие регионы, как Крым с Севастополем, изменения во всех отраслях хозяйства, особенно в агропромышленном, военно-промышленном комплексах, энергетике, транспортной системе, строительстве. Отсутствие в учебнике значительных достижений государства не способствует формированию чувства патриотизма и гордости за страну, не дает возможности ученику сделать правильный выбор будущей профессии, полезной своему городу и Родине.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте