29 октября многие будут праздновать день рождения комсомола. Чем он был для вас?
Александр ГЛОЗМАН, директор центра образования №293, учитель года России-1997, Москва:
– Комсомол был для меня организацией, которая позволяла самореализоваться, воплощать свои идеи, проводить интересные акции. Идеология комсомольской организации соответствовала духу времени, и на тот момент меня это нисколько не смущало. Сегодня, как директор центра образования, я думаю, что в школах не должны существовать политизированные молодежные организации. Школа должна быть равно удалена от всех партий и политических объединений.
Надежда ЖУКОВА, директор школы №66, Нижний Новгород:
– Комсомол для меня был жизнью, радостью, общением. Всем. С ним связаны положительные воспоминания – нам с друзьями нравилось участвовать в политической жизни, быть активными. Нам до всего было дело.
Александр ЛЕЩИНСКИЙ, директор Кам-Курской средней школы Муромцевского района Омской области:
– Честно говоря, в комсомоле я был недолго и выбыл как-то незаметно – как раз началась перестройка. Но теперь о нем жалею. Союз молодежи – разве это плохо? Особой политизированности, по крайней мере на школьном уровне, я не заметил. А вот объединение было. К тому же это была неплохая школа лидерства, сегодня мне помогают те знания, которые я получил на семинарах комсомольских секретарей. Причем это была бесплатная школа. Теперь масса всевозможных программ лидерства, но для нас они недоступны – очень дороги. Когда говорят, что комсомол уравнивал всех под одну гребенку и штамповал «винтики» для государственной машины, я вспоминаю один из лозунгов союза: «Кто, если не ты?». Это, извините, не массовость, это воспитание личной ответственности, гражданственности. Современные молодежные организации, которые пытаются заменить комсомол, по сути, повторяют его идеи.
Лиля ПАТРЯХИНА, педагог дополнительного образования детской творческой студии «Веснушки», Новосибирск:
– Помню вступление в комсомол – много эмоций и приятное ощущение, что ты наконец взрослая. Не паспорт, а именно комсомольский значок на груди означал начало нового периода в жизни. Но я свою активную деятельность в школе, а потом в институте с комсомолом не связываю. И без принадлежности к этой организации я бы с удовольствием занималась общественной работой и была в центре событий. В школьном комитете комсомола я возглавляла редколлегию: оформляла стенды, писала объявления… Мне просто нравилось этим заниматься без всякой идеологической подоплеки. Не думаю, что моя жизнь была бы менее яркой, находись я в статусе «беспартийной». Но во время моей юности это не было принято – вступали все.
Оксана АНДРЕГА, педагог дополнительного образования школы №166, Екатеринбург:
– Комсомол для меня – синоним какого-никакого порядка в стране. Молодежь могла подзаработать в стройотрядах, дружинники по дворам и улицам ходили, шпану шугали… А сейчас вечером прогуляться перед сном страшно, и не из-за мафии какой-нибудь, а как раз из-за шпаны. Утром с верхнего этажа спускаюсь – в каждом закутке шприцы валяются.
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор школы №166, учитель года России-2003, Санкт-Петербург:
– Я был комсоргом класса, членом комитета комсомола школы, а потом педагогического института. Так что у меня большое комсомольское прошлое. Считаю, что комсомол помог мне в накоплении жизненного и социального опыта общения, в обретении организационных навыков. Он был одним из способов общественной реализации. Сегодня мы, наверное, нуждаемся в подобной, но не слишком идеологизированной молодежной организации.
Ольга МУРЗИНА, главный специалист по вопросам молодежной политики Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия, Петрозаводск:
– Комсомол был для меня жизнью. Это хорошая школа, без которой я бы не состоялась как личность, человек, специалист… Если бы за моими плечами не было школы комсомольского актива – всех этих веснянок, встреч, лагерей, – не было бы у меня и тех учителей, у которых я до сих пор учусь, с которыми дружу и общаюсь. Конечно, это наш министр образования Галина Разбивная, начальник одного из отделов Елена Антошко, в те времена – Мухина, а также директор 43-й петрозаводской школы Любовь Полищук. Сейчас мы все вместе активно работаем.
Комментарии