search
main
0

Вопрос недели

Что, по вашему мнению, нужно делать с малокомплектной сельской школой?

Надежда СУХОРУКОВА, начальник Управления образования Барабинского района Новосибирской области:

– Конечно, ребенок в малокомплектной школе стоит дорого – около тридцати девяти тысяч рублей, тогда как горожанин – всего семь. Но я считаю, Сибирь еще не готова к тому, чтобы ликвидировать малокомплектную школу. Село сегодня держится на школе, даже если в ней два ученика. Как мы будем их возить? У меня из одиннадцати автобусов семь – десятилетней давности. В Сибири морозы доходят до 30, а то и 40 градусов. Представьте себе состояние мамы, которая отправила ребенка за 15 километров зимой, – ей страшно. И мне было бы страшно. Но и это еще не все. Родители оказываются совершенно выключенными из жизни школы. Мама ни на утренник не попадет, ни на родительское собрание. Как при этом себя чувствуют дети, обделенные родительским вниманием? Разве они виноваты, что стали «дорогими»? Лишив село малокомплектной школы, мы лишаем детей детства.

Татьяна ЩЕРБИНА, учитель немецкого языка Абашевской школы, Хворостянский район, Самарская область:

– Малокомплектные сельские школы надо сохранять любой ценой! Без школы село умирает, потому что люди уезжают. Если негде учиться детям и нет работы для взрослых, то зачем жить в таком селе? В нашей школе всего 63 ребенка, и в этом году из средней школы она превратилась в основную 9-летнюю. Ребята, которые хотели пойти в 11-й класс, вынуждены были уехать в основном в город. Вернутся ли они в родное село? Хороший вопрос.

Елена КУЛАГИНА, директор Молчановской основной школы, Большеболдинский район, Нижегородская область:

– Надо помогать, потому что село без школы станет разрушаться. Вот у нас есть два филиала – Пересекинская и Алексеевская начальные школы. Первая в хорошем, каменном здании, но ученик один – люди уезжают из этого села, потому что нет работы. Алексеевская находится в деревянном, неприспособленном доме, но учатся здесь 6 человек, и есть учащиеся в перспективе. Кадры там у нас молодые, но требуется оборудование, методическое обеспечение. Тем более сейчас, при переходе на новый учебный план, где со 2-го класса начинается изучение информатики и иностранного языка. Но если даже в нашей школе нет компьютера, что уж говорить про малокомплектные начальные?

Лариса ГОЛОВИНА, начальник отдела по образованию администрации Кантемировского района, Воронежская область:

– В нашем районе, как и во всей области, сегодня вводится подушевое финансирование, создаются базовые школы. С помощью Главного управления образования идет их оснащение современным оборудованием, мы получаем кабинеты физики, химии, биологии. Недавно для лицея получили прекрасный кабинет технологии. И я думаю, что благодаря нашим инновационным и базовым школам мы сможем дать детям качественное образование. Поэтому считаю вполне реальной реорганизацию сельских средних школ в основные, а основных – в начальные. В нашем районе с 1995 по 2005 годы количество учеников уменьшилось на 2200 человек, а учителей – лишь на 30. Уже хотя бы поэтому не может все оставаться, как было, требуются новые подходы. Думаю, начальные школы в селах нужно сохранять, но опять же, исходя из целесообразности и пожеланий родителей. Сегодня родители сами не хотят, чтобы их ребенок, словно дикий котенок, рос в одиночку и учился в пустом классе. Каждая ситуация требует индивидуального подхода.

Владимир ИЛЬИН, учитель математики гимназии №30, учитель года России-98, Санкт-Петербург:

– Я сугубо городской человек и мало себе представляю проблемы малокомплектных сельских школ. Думаю, здесь нужен такой подход, каким пользуются во всем цивилизованном мире: создание и развитие централизованных школ. Все разговоры о профилизации, качестве образования остаются разговорами, если в школе нет детей. В России, правда, все упирается в дороги и транспорт. Для того чтобы возить детей из соседних районов, нужны школьные автобусы, нужны хорошие подъездные дороги к школам. У нас же, когда начинается уборочная пора, транспорта на детей вечно не хватает.

Централизованным школам на селе есть альтернатива: школа – культурный центр. Но мне кажется, это утопичная затея, поскольку специалистов на десять-двенадцать учеников не найти. Кто будет платить этим учителям, педагогам дополнительного образования?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте