Устраивает ли вас нынешний порядок аттестации учителей?
Наталья ПИЛИПЕНКО, методист Информационно-образовательного центра Департамента по делам образования и молодежи Рыбинска, Ярославская область:
– На мой взгляд, следует упростить процедуру аттестации для педагогов и воспитателей, имеющих большой стаж работы. Требования к педагогу с десятилетним стажем и с двадцати-тридцатилетним должны все-таки отличаться. Особенно это касается первого этапа аттестации, когда нужно показать теоретические знания. Ведь освоение научной литературы, подготовка рефератов, докладов и других работ требует определенных навыков, знаний, умений. Молодым учителям, у которых свежи в памяти институтские знания, сделать это проще.
Юрий БУРДИН, директор лицея №6 Тольятти, Самарская область:
– Хотелось бы, чтобы педагоги, претендующие на II и I категорию, в первую очередь оценивались бы самим общеобразовательным учреждением. Было бы правильно, чтобы расходы на аттестацию делились поровну между образовательным учреждением и государством или образовательным учреждением и муниципалитетом. Аттестация – не только личная инициатива каждого педагога, но и дело государственной важности, затрагивающее профессионализм педагогов, работающих в школе.
Сама процедура прохождения квалификационных испытаний у многих учителей вызывает страх. Страх перед строгим экзаменатором, страх получить «неуд» и, таким образом, испытать стыд перед коллегами. Так быть не должно. При прохождении квалификационных испытаний нужно принимать во внимание результативность работы конкретного педагога, учитывать, например, есть ли среди его учеников победители и призеры олимпиад, конкурсов, участники конференций.
Александр РАХНО, учитель истории и краеведения Петропавловской средней школы Муромцевского района, Омская область:
– Не имею претензий к составу аттестационной комиссии – это люди знающие, опытные. Тем не менее аттестация формальна. Показать урок на бумаге еще как-то можно. А как показать на бумаге внеклассные занятия? Наконец это просто неудобно – учителя должны ездить за 300 верст в город, чтобы продемонстрировать документы. Если бы комиссия выезжала на места, присутствовала на уроках, это было бы полезно и для детей, и для учителей.
Кроме того, зачем мне, учителю высшей категории, регулярно проходить, по сути, одни и те же курсы? Другое дело – если бы мне предложили их провести на основе собственных разработок, засчитав это в аттестацию. Сейчас я еду давать мастер-класс в Сургут, делаю программу по гражданскому воспитанию с областным избирательным комитетом, недавно получил благодарность от Центрального округа столицы. Все это при аттестации не учитывается. Почему? У нас одна страна, мы делаем общее дело. Разве не так?
Ирина СОНИЧ, директор НОУ «Начало», заслуженный учитель России, Новосибирск:
– К самой идее я отношусь хорошо. Когда люди ждут аттестации, они совершенствуют свои знания и умения. Другое дело – как воплощается в жизнь хорошая идея аттестации. Во-первых, «а судьи кто?». Если люди серьезные, вдумчивые, аттестация оказывается делом стоящим. Но ведь попадаются и безразличные… Во-вторых, критерии. Они недостаточно четкие.
Аттестация способна как-то нас «подстегнуть», в этом ее прелесть. Но зачем педагогу стремиться к более высокой категории, если учитель высшей категории получает за урок всего на 10-15 рублей больше, чем учитель первой?
Марина ТАРАСЕНКО, заведующая методическим информационно-диагностическим центром Управления образования администрации Пятигорска, Ставропольский край:
– К существующей системе аттестации учителей отношусь положительно, считаю, что она достаточно вариативна и менять ее не имеет смысла. Педагоги могут подтверждать свой профессиональный уровень через собеседование, защищая опыт работы или реферат, а заслуженные учителя России проходят аттестацию автоматически.
Татьяна СЕЛЕЗНЕВА, директор школы №4 Ржева, Тверская область:
– Существующая система аттестации учителей перестала способствовать их профессиональному росту. Чаще всего аттестация превращается в чисто формальную процедуру, поэтому не всегда присвоение учителю более высокой квалификационной категории свидетельствует о том, что он будет проводить свои уроки на качественно новом уровне.
Комментарии