Какой подарок вы никогда не примете от своих учеников?
Елена СМИРНОВА, учитель истории, Екатеринбург:
– На самом деле на этот вопрос не так-то легко ответить. Нужно, на мой взгляд, смотреть, от души ли дар. Конечно, принять очень дорогой подарок мне было бы крайне сложно. Я бы попыталась отказаться. С другой стороны, вдруг этот подарок от всей души. Не приняв его, можно обидеть учеников.
Инна КОЗИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург:
– Никогда не приму от своих учеников дорогой подарок. Например, ювелирное украшение. Почему? Потому что дорогой подарок обязывает. Это уже не подарок, а взятка. Маленький сувенир – совсем другое дело. От него ни я, ни ребенок не чувствуем себя взаимозависимыми.
Елена ТОЛМАЧЕВА, учитель английского языка, Волгоград:
– По этическим соображениям я никогда не приму для себя лично дорогой подарок. Буду рада цветам (любым), коробке конфет. А дорогие презенты, которые мне преподносили (например, вазу, радиотелефон), я оставляла в школе.
Ольга ТОЛСТОВА, учитель музыки, Нижний Новгород:
– Не приму дорогие подарки, например золотые украшения, бытовую технику. Впрочем, никогда не задумывалась о том, какой подарок мне должны подарить ученики. Для меня дорого внимание – в виде открытки, например.
Наталья БЕЛЫХИНА, учитель информатики, Москва:
– Первое, что приходит на ум, – это, конечно, деньги. Для любого учителя независимо от того, какую зарплату он получает, принять деньги от ученика, на мой взгляд, было бы унизительно. Не говоря уже о том, что это очень смахивает на взятку. Не стала бы я принимать и дорогостоящие подарки. А вот цветы, конфеты или какой-нибудь милый сувенир будет приятно получить каждому учителю. Вообще же для меня лучший подарок тот, который дети сделали сами. Это может быть что угодно – поделка, сотворенная на уроке труда, собственноручно нарисованная открытка или праздничный концерт. Однажды десятиклассник посвятил мне свои стихи. Согласитесь, такой подарок запомнится на всю жизнь.
Наталья ТИМОХИНА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Пожалуй, я никогда не приму от ученика дорогой подарок, то есть дорогостоящий. Традиционные подарки учителям на 8 Марта – цветы, коробка конфет, какой-нибудь вкусный чай или банка кофе. А что-то более дорогое может поставить учителя в неудобное положение.
Виктория ЧИЖОВА, учитель математики, Саратов:
– Поначалу я отказывалась от любых подарков. Даже от конфет, которые ребята приносили в класс в честь моего дня рождения. Мне казалось, что это своеобразный маленький подкуп, и впоследствии он может обернуться для меня некой зависимостью.
Но затем я поняла, что дети искренне обижаются, когда отвергаешь подарки, которые они выбирали с душой, желая тебя порадовать. Тогда я попыталась «ранжировать» подарки, стараясь ограничиваться нарисованной открыткой или сбитой собственноручно табуреткой. Но этот подход тоже дал сбой. Странно, но именно дети из самых малообеспеченных семей стараются принести подарок побогаче. Для них это своеобразная возможность доказать, что их семьи ничем не хуже более состоятельных. Попытка не принять подарок унижает их, так как они расценивают этот жест как доказательство жалости к себе. Сегодня единственный подарок, который я бы никогда не взяла, – это тот, который мне преподнесли не от души. Но пока мне такой не дарили!
Ольга ЖИЛЬЦОВА, заместитель директора Правохеттинской средней школы по воспитательной работе, Ямал:
– Я всегда с удовольствием получаю к праздникам подарки от учеников, сделанные своими руками. За годы работы у меня накопилась огромная коллекция таких подарков. Время от времени любуюсь ими, получая от этого колоссальное удовольствие. Никогда не приму от ученика или его родителей дорогой подарок, на который затрачены не заработанные учеником деньги. Если дети хотят порадовать меня, пусть подарят открытку, поделку или цветы. А самый хороший подарок для каждого учителя в канун 8 Марта – отличные ответы учеников.
Комментарии