Остается ли у вас время на себя и на свою семью?
Инна МАЛАХОВА, учитель английского языка, Нижний Новгород:
– Все меньше и меньше. Я одна воспитываю дочь. Она подрастает (в этом году перешла в восьмой класс), и расходов в нашей семье становится больше. Поэтому приходится помимо работы в школе чаще заниматься репетиторством. Наверное, на это придется потратить и часть своего отпуска. Но в основном все свободное время мы с дочкой проводим вместе, потому что наши интересы совпадают.
Наталья ИВАНОВА, директор школы №284 Санкт-Петербурга:
– Конечно, на себя и на семью времени нет. Единственный период, когда я могу позволить себе немного отдохнуть, – это каникулы, отпуск. Но если в отпуске я нахожусь дома, то все равно не могу расстаться с мыслями о школе, о ее проблемах. Увлечение школой похоже на хроническое заболевание, причем семейное, поскольку моя старшая дочь – учитель и муж тоже бывший педагог. Впрочем, я бы назвала это образом жизни. С одной стороны, наверное, плохо, когда ни себе, ни детям не уделяешь должного внимания, но другого мне не дано. А главное – эти заботы не в тягость.
Наталья РОДИНА, завуч по воспитательной работе школы №44 Уфы:
– Свободного времени остается очень мало – как правило, я работаю с 8 утра до 8 вечера. Иногда приходится задерживаться в школе даже до 23 часов. Покупки я совершаю по дороге домой. Огромное спасибо моей маме, которая помогает в ведении хозяйства и самое главное – присматривает за ребенком. В воскресенье отодвигаем все дела и уделяем внимание сынишке – идем туда, куда захочет он. А это в основном кино, прогулки по нашему городу, выезды на природу в качестве туристов.
Наталья ИВАНОВА, заместитель директора школы №23 Рыбинска, Ярославская область:
– Каждый человек сам для себя определяет, что для него важнее – он сам, его семья или работа. Мы у себя одни. И семья у нас одна. А вот работ может быть много. Я никогда не понимала людей, которые своей работе отводили первое или, что еще печальнее, единственное место в жизни. Ведь наша жизнь не черновик. Второй попытки ни у кого не будет. Живем набело. И я стараюсь, чтобы моя семья, которая не виновата в том, что я работаю учителем, не была обделена вниманием. Да, в силу своей профессии я вынуждена больше общаться с чужими детьми, чем со своими, и проблемы чужих семей приходится разрешать чаще. И рабочий день у меня не нормирован. И официальные выходные, как правило, плавно переходят в неофициальные рабочие дни. Но, несмотря ни на что, я стараюсь, чтобы мне и моей семье было в этой жизни легко и комфортно. Поэтому я прежде всего человек – мама и жена, а потом уже специалист – учитель и классный руководитель.
Валерий БУЛЬБА, директор школы №312 Москвы:
– Хотелось бы, но не остается. Ведь профессия учителя особенная. Я бы выделил три типа отношения к профессии. Есть люди, которые пришли на работу, отработали положенное время и ушли, ни о чем не думая. Есть другой подход. Когда человек отработал, но дома все равно думает и планирует следующий день. А у педагогов третий тип, особая статья. Хороший учитель отработает день, думает над следующим, пишет дома планы и еще занимается самообразованием.
Константин ИСАЕНКО, учитель истории школы №115 Омска:
– Время – субстанция странная. Оно имеет свойство растягиваться, когда делаешь множество интересных дел. И сжиматься, когда занимаешься скучной работой. Мне интересно. Я не только учитель, но и координатор Омского отделения Всероссийской национальной скаутской организации и лидер одного из отрядов. Причем на скаутинг времени уходит больше. И слава Богу. Потому что не школа, а именно отряд, организация воспитывает ребят. Бегать приходится много, читать, изучать, конечно, тоже. Но мы с семьей нашли выход быть вместе – и жена, и две дочки тоже стали скаутами. Дома встречаемся редко, а вот в походах, в лагерях мы все время вместе!
Татьяна БЕЗРУКОВА, учитель литературы школы №69 Самары:
– Конечно, времени хватает, и это правильно. Ведь семья и я в семье – самое главное, что есть в жизни. И мне кажется, что для любой женщины семья важнее, чем работа и карьера. Семья – это то, что будет всегда, а работа – нечто преходящее.
Комментарии