Считаете ли вы, что сочинение нужно заменить другой формой выпускного экзамена по литературе?
Валентина ЛИБЕРЦЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы поселка Ильинский Олонецкого района, Республика Карелия:
– Наши школьники уже несколько лет не пишут выпускное сочинение: по русскому языку одиннадцатиклассники сдают ЕГЭ, по литературе – устный экзамен по билетам. У меня это отторжения не вызывает: ребятам только на пользу повторение курса русского языка, а часть «С» в ЕГЭ – это по сути и есть сочинение. Я считаю, что по литературе устный экзамен важнее. Когда выпускники писали сочинения, очень немногие стремились высказать свои мысли, больше пользовались заученными формулировками или списывали готовые работы. Да и предложенные темы часто вызывали недоумение.
Лариса КОЖУХОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы №5, Воронеж:
– Да, считаю. Дети уже давно не пишут сочинения самостоятельно. Слишком много всевозможных пособий и справочников: и «медальные» сочинения, и «примерные», и в интернете целые сайты с готовыми работами. Думаю, что изложение с творческим заданием – это оптимальная форма для экзамена по литературе. А русский язык лучше сдавать в форме ЕГЭ. Кстати, там творческое задание тоже присутствует – в части «С».
Алла РЕПИНА, учитель русского языка
и литературы центра образования №100, Санкт-Петербург:
– Сочинение – это очень глубокий экзамен. Здесь проверяется знание текста литературного произведения, умение процитировать его, грамотно, последовательно выразить свою мысль. Ученик, пишущий сочинение, – это думающий ученик. На мой взгляд, сдача экзамена в форме сочинения оправданна, поскольку позволяет увидеть интеллектуальный и творческий потенциал ребенка.
Любовь ИГНАТЬЕВА, преподаватель русского языка и литературы школы №35, Уфа:
– Я считаю, сочинение обязательно нужно заменить другой формой экзамена, потому что требования к нему четко не разработаны и ребятам приходится писать целые рефераты за несколько часов. Это нереально для их возраста и развития, пусть даже самого высокого.
Елена АРТЕМОВА, учитель русского языка
и литературы гимназии Мценска, Орловская область:
– Для нашей области этот вопрос уже не актуален, так как она в 2007 году в рамках эксперимента переходит на ЕГЭ. Я двумя руками за другую форму экзамена по русскому языку и литературе. А в вузах? Есть высшие учебные заведения, где сочинение необходимо, чтобы проверить эрудицию, интеллект, умение логически излагать мысли абитуриента. А в технических и сельскохозяйственных вузах, считаю, достаточно диктанта или изложения.
Ирина БЕЛОВА, учитель русского языка
и литературы школы №140, Волгоград:
– Сочинение по литературе как форму экзамена, считаю, надо оставить. Ведь оно ярко и полно демонстрирует самостоятельное, свободное суждение ученика. Но правильнее было бы, на мой взгляд, саму тему сочинения оформлять как вопрос, а не как утверждение.
Светлана УСТЮЖАНИНА, учитель русского языка и литературы Карповской средней школы Уренского района, Нижегородская область:
– Может, стоит дать ребенку возможность выбора? Гуманитарию легче написать сочинение, математику – пройти тестирование. А тот, кто не определился или, может, любит писать изложение, – выбрал бы эту форму сдачи экзамена. На сегодняшний день это было бы оптимальным вариантом – дать свободу выбора и детям, и учителю.
Нина ЛИПСКАЯ, учитель русского языка
и литературы лицея №130, Новосибирск:
– Считаю, что нужны разные формы экзамена как устные, так и письменные. Ребенок должен иметь возможность выбора в соответствии с тем, куда будет поступать дальше. Нужно учитывать его способности и склонности.
P.S. «Учительская газета» начинает широкую дискуссию по этому вопросу, которая откроется «круглым столом» в «УГ». Подробности читайте в следующих номерах.
Комментарии