28 марта исполнится 415 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского. Актуальны ли для вас идеи автора «Великой дидактики»?
Дмитрий МАРТОВИЦКИЙ, учитель информатики средней школы №47, Омск:
– Работы и жизнь Яна Коменского изучал не столько по программе, сколько из интереса. На мой взгляд, кроме всего прочего, Коменский уже в XVII веке сумел подготовить почву для развития информационных технологий в образовании. Латинский язык, который он преподавал, в cредневековье служил важнейшей информационной технологией – универсальным, понятным для любого образованного человека кодом. Именно Коменский создал технологию обучения этому языку, написав «Правила более легкой грамматики». А его труд «Открытая дверь языков» – это настоящий информационный прорыв, в котором Коменский заложил научные методы передачи информации от учителя к ученику. Недописанная «Пансофия», универсальный свод научных знаний, – предвестница не только энциклопедии, но и интернета. «Образование будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык – для красноречия, руки – для искусного исполнения необходимых в жизни действий», – эти слова Коменского актуальны всегда, в них вся суть образования.
Елена САМОЙЛОВА, учитель начальных классов школы №35, Уфа:
– Конечно, актуальны. Потому что сегодня мы занимаемся по классно-урочной системе, разработанной Коменским, которую никто не отменял. И хотя в последнее время в системе образования появилось много других форм обучения, урок остается главной.
Наталья ИВАНОВА, директор школы №284, Санкт-Петербург:
– Еще в студенческие годы я была поклонницей многих идей Яна Коменского. Сегодня, пожалуй, мне ближе всего его позиция, которая касается отношения родителей и детей. У Коменского отношения в семейном институте строятся на взаимопонимании. Увы, этого нам сильно не хватает. Пока ребенок маленький, в семье, как правило, царит авторитарный метод воспитания. Ребенок взрослеет, и оказывается, что мамы и папы педагогически не подготовлены, эгоистичны и не способны взять на себя роль друга, старшего товарища. И это очень сильно отражается на ребенке.
Елена ЖОЛОБОВА, учитель русского языка и литературы лицея №10, Волгоград:
– Актуальны, конечно! Коменский предлагал воспитывать ребенка в духе гуманизма. Это самое главное. Автор «Великой дидактики» ввел первый иллюстрированный учебник. Кстати, чего нам, учителям-словесникам, так не хватает сегодня, так это красивых, богато иллюстрированных учебников по нашим предметам. Еще тогда, в XVII веке, Коменский предлагал преподносить учебный материал так, как это делает современная школа развивающего обучения, – от целого к частному, от близкого к далекому.
Светлана ПОРЯДИНА, директор Хохольского лицея поселка Хохол, Воронежская область:
– Ян Коменский – выдающийся ученый, его идеи важны и актуальны в наше время. Именно он впервые в истории педагогики обосновал принципы обучения, где один из главных – принцип природосообразности. Говоря современным языком, необходимо учитывать физическое, психическое и умственное состояние ребенка. Введенный Коменским принцип наглядности – это широко используемые наглядные пособия, раздаточный материал, карты, фильмы, а сейчас еще и компьютерные технологии. Ученый впервые ввел принцип системности и классно-урочную систему, взаимосвязь теории и практики, принцип активности и осознанности самого обучения. Он одним из первых заговорил о необходимости использования игр и игровых моментов. Невозможно представить без всего этого современную систему образования.
Алина МАСЛОВА, учитель начальной школы лицея №130, Новосибирск:
– Труды Яна Коменского мы изучали во время учебы в пединституте. Замечательный чешский мыслитель разработал идею преподавания на родном языке (а не на латыни), а также предложил единую систему образования – собственно, прообраз современной школьной программы. Коменский – часть нашего педагогического образования, культурного наследия. Сегодня его практически не читают, нужно успевать следить за новинками методической литературы.
Комментарии