Кем, по вашему мнению, должен быть директор школы: менеджером или педагогом?
Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов:
– На сегодняшний день это один из самых актуальных вопросов. Я склоняюсь к тому, что современный директор школы должен быть и менеджером, и педагогом. Если точнее, педагогом-профессионалом и хорошим менеджером. У него должно быть обязательное педагогическое образование и опыт работы в любой педагогической организации. Одновременно без управленческих качеств, без способностей менеджера современного директора представить сложно – я имею в виду успешного директора. Время ставит экономические проблемы, не связанные с педагогикой, и если директор не сможет их решить, школа не выживет.
Расиля ФАХРУТДИНОВА, учитель математики школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ:
– Конечно же, менеджером! Директору современной школы нужны ясность цели, компетентность и смелость в решении проблем. Это именно те качества, которые характерны для менеджеров, занимающихся управлением в организациях любого типа. И далеко не каждый учитель-предметник ими обладает. Последнее десятилетие для школьного образования стало периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Эти поиски продолжаются и по сей день, но уже сейчас можно утверждать, что большее число специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую, доминирующую. Современная школа должна стать организацией, качественно выполняющей социальный заказ общества. И управлять ею должен директор-менеджер. Не знаю, существует ли «муза управления», но ей следовало бы быть. Известно, что девять муз греческой мифологии покровительствовали искусствам и наукам. Я уверена, что управление – тоже наука.
Ирина КАХИАНИ, директор школы №318, Санкт-Петербург:
– Мое мнение, наверное, не очень совпадает с требованиями времени, потому что я считаю, что директор – это прежде всего педагог. Да, сегодня в педагогических вузах есть факультет, где готовят менеджеров образования, то есть будущих управленцев, но, на мой взгляд, чтобы стать хорошим руководителем, нужно все-таки понимать процесс изнутри, чувствовать его и, соответственно, уметь разумно, грамотно управлять им. Не случайно директором всегда становился лучший из учителей. Есть много авторских школ, и учебную жизнь в целом, по сути, определяла деятельность директора. Именно он создавал «лицо» учебного заведения. Индивидуальное и неповторимое. А менеджер – это все-таки собирательный образ, он может работать не только в школе, но и в магазине, на предприятии.
Валентина ГРЕЧУХИНА, директор гимназии №80, Нижний Новгород:
– Если исходить из того, что менеджер занимается управлением, то для руководителя любого образовательного учреждения эта функция ведущая. Он управляет и педагогическим коллективом, и детским коллективом, и хозяйственной деятельностью.
Безусловно, как любой менеджер, директор должен быть организатором, владеть юридическими, экономическими знаниями. И если раньше эта функция была не столь явной, то в нынешних условиях, когда возросла экономическая самостоятельность учебных заведений, директор становится менеджером и по сути, и по духу, и поневоле.
С другой стороны, создать условия для раскрытия творческих способностей педагогов директор может только в том случае, если сам познал суть учительского труда. Он обязан быть учителем, создавая комфортные условия преподавателям и детям. Поэтому ему необходимо знать педагогику, психологию, в том числе и возрастную, различные методики.
Комментарии