Довольны ли вы тем, как составляется расписание уроков в вашей школе?
Наталья ГУСЯТНИКОВА, директор средней школы №221, Заречный, Пензенская область:
– Составляя школьное расписание, мы обязательно опираемся на два документа: санитарные правила и нормы, а также шкалу трудности предметов. Главное, чтобы уровень нагрузки учеников был равномерным. Кроме того, мы всегда учитываем, к примеру, пожелания старшеклассников в распределении предметов. Ведь многие школьники посещают дополнительные факультативы и курсы при вузах.
Мы пытаемся сделать график удобным для учителей. Но жизнь всегда привносит свои поправки. К примеру, увольнение преподавателя посередине года усложняет ситуацию, приходится «перекраивать» расписание. Хочется верить, что в будущем в этом поможет специализированная компьютерная программа, лицензионную версию которой мы получили только недавно и еще не успели опробовать в действии. Она, конечно же, решит техническую сторону вопроса, но роль человека в составлении расписания вряд ли уменьшится. Вмешивается так называемый человеческий фактор.
Наталия ЛОПУШАНСКАЯ, заместитель директора по ИКТ лицея №5, Воронеж:
– Я бы сказала так: составить хорошее, удобное расписание – всегда проблема. И чем сложнее школа (например, занятия проходят в две смены, есть дополнительное образование), тем сложнее составить расписание, которое устроило бы всех. Оптимизировать процесс позволяют современные компьютерные технологии. Компьютер дает возможность оперативно вносить необходимые изменения, если кто-то из учителей заболел, уехал на курсы и так далее. Не так давно в рамках федеральной программы мы бесплатно получили новое программное обеспечение из 56 дисков, среди них есть и пакет «Управление школой», в который входит специальный модуль для составления расписания. Сейчас осваиваем.
Татьяна ГОЛЬЦОВА, учитель английского языка школы №120, Омск:
– Расписание уроков в нашей школе составлено удобно. Во всяком случае, я не помню особых споров по этому поводу. Хотя школа по нынешним временам немаленькая – почти 900 детей и 67 педагогов. Не думаю, что это проблема – сделать так, чтобы всем было удобно. Особенно, если этим занимаются профессионалы, а директор держит вопрос на контроле.
Софья САПРОНОВА, ученица 6-го класса гимназии №12, Новосибирск:
– У нас в школе очень хорошо составлено расписание. Никогда не бывает так, чтобы подряд шли самые трудные предметы или чтобы каждый день нужно было делать все уроки на завтра. На большой перемене можно нормально поесть. Удобно составлено расписание кружков и секций, которые проходят после уроков.
Алла ЛОШКАРЕВА, директор школы №125, Нижний Новгород:
– Нет, расписание неудобно. А причина в том, что не хватает учителей. Сколько бы нам, руководителям школ, ни говорили, что нужно заботиться об омоложении педагогических кадров, на работу в школу не идут – слишком низкая зарплата. И сколько бы ни говорили, что в среднем учитель получает семь тысяч рублей, это только в том случае, если он работает на полторы ставки. Эта проблема не только у нас: учителей не хватает и в лицеях, и в школах с углубленным изучением предметов.
Да, есть компьютерные программы, но они рассчитаны на нагрузку учителя 18 часов, максимум – 21 час. Если же у педагога 30 часов, то специальная компьютерная программа не поможет. При такой ситуации составить расписание уроков может только учитель, завуч с функциями математика, что у нас и делается. Вот было бы 18 часов при достойной оплате, тогда и расписание легко было бы составить, и не такие уставшие, не такие изможденные приходили бы домой учителя.
Комментарии