search
main
0

Вопрос недели

Какие права учителя, на ваш взгляд, нарушаются чаще всего и на чью защиту он может рассчитывать?

Елена ПАРШИНА, учитель русского языка и литературы школы №93, Волгоград:

– Начну с того, что мы, учителя, в большинстве своем юридически неграмотны и свои права знаем плохо. Мы не знаем, когда и к кому обращаться за поддержкой. Примеров можно привести массу. Скажем, отпускные практически никогда не выдаются своевременно, перед уходом в отпуск. Когда объявляются государственные праздники, учителя, которые на шестидневке, не отдыхают вместе со всей страной положенное количество дней. К юристу районо за разъяснениями не пойдешь, а школьный профсоюз пробует что-то делать, но мало что решает. Мы каждые пять лет проходим аттестацию, хотя нигде в мире такой практики нет. Из общения с коллегами за рубежом я узнала, что там аттестовываться должны только те педагоги, которые прерывали работу в школе более чем на два года. Для остальных организуются семинары. А нас отправляют на учебу, при том что месяц переподготовки не идет в педстаж. Разве это справедливо? Наверное, многие вопросы можно было бы вынести на обсуждение педагогической общественности и отраслевого профсоюза. Правильно «Учительская газета» инициировала этот разговор.

Анатолий МИЛЮЩЕНКО, педагог Омской областной станции юных техников:

– Чтобы отказать мне в назначении пенсии по выслуге лет, причем по формальным признакам, Пенсионный фонд собрал комиссию из 13 человек! Почти год пришлось протирать штаны в очередях, собирать документы, поднимать архивы, чтобы доказать: несмотря на разные названия должностей и учреждений, я всю жизнь занимался одним делом – воспитывал детей. Суд пенсию назначил, но, боюсь, менее стойкие люди могут сломаться. Я знаю, что с подобными вопросами многие педагоги обращаются в Омский обком профсоюза работников образования. Юристы профсоюза, конечно же, помогут составить исковое заявление, остальное – дело твоей выдержки.

Ирина КАНТОВА, учитель русского языка и литературы архангельской школы №11, призер городского конкурса «Учитель года-2007»:

– Сегодня учитель не защищен ни от грубости, ни от оскорблений со стороны учеников и родителей. Они диктуют свои требования педагогам, забывая о собственных обязанностях. Порой один внешний вид или поведение ученика, который забывает, куда он пришел, могут быть оскорбительными. Учитель не защищен от излишнего и неоправданного вмешательства родителей в его работу.

К сожалению, локальные акты в школах, регламентирующие эти вопросы, не являются юридическими документами, а потому чаще всего без помех оспариваются в судах. Поэтому на государственном уровне необходим закон, в котором очень четко будут прописаны подобные моменты.

Виктория ПЛЕЩЕЕВА, учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №8, Воронеж:

– В последние годы учитель стал совершенно беззащитен перед учениками и их родителями. Дети могут оскорбить, обидеть педагога, и, что ему делать в такой ситуации, не знает никто. Не станешь же подавать в суд на своих учеников. Если начинаешь разговаривать с родителями о поведении детей, частенько слышишь: не лезьте в нашу жизнь, сами знаем, как воспитывать! Школу превратили в сферу услуг и результат получили плачевный: меняется отношение к учителю.

Есть школы, где главным назвали бы нарушение прав учителя на оплату труда. Но в нашей школе распределение стимулирующего фонда абсолютно прозрачно, каждый знает, за что и сколько получает, при этом учитываются все переработки и льготы.

Кстати, о льготах. Раньше учитель имел право на льготное получение жилья и отдых по путевке. О жилье давно уже речь не идет, а путевок с каждым годом все меньше. Школа получает одну путевку раз в два года, а то и реже. В этих вопросах, наверное, стоило бы рассчитывать на помощь профсоюзов, но путевок-то и у них нет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте