Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать учитель года?
Евгения ПАЛАГИНА, учитель русского языка и литературы школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– Каким должен быть учитель года? Мне кажется, в первую очередь он должен уважать детей, своих учеников. Не просто любить, а именно уважать. И, конечно, обладать бесконечным терпением. Учитель года должен уметь делиться не только своими знаниями. Его отличают высокая гражданская ответственность и социальная активность, подлинная интеллигентность и высокий профессионализм, способность к творческому поиску и самосовершенствованию. Естественно, он должен владеть медиатехнологиями – нам, учителям, нельзя отставать от времени! Мне кажется, что учитель года должен быть еще и просто талантливым человеком, обладать харизмой и умением увлечь детей за собой.
Ирина ВЛАДИМИРОВА, учитель начальных классов школы №24, Нижний Новгород:
– Учитель года? Конечно, умный, энергичный, веселый, опытный, целеустремленный. Отличительные черты как педагога – ответственность, доброжелательность, открытость и обязательно чувство юмора. По-моему, Сократ сказал, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Так вот, учитель года – такой человек, который в каждом находит свое солнце.
Нина СТУПАК, учитель начальных классов школы №308, Санкт-Петербург:
– Безусловно, учителю года нужно обладать лидерскими качествами: быть по-хорошему напористым, амбициозным в профессиональном плане. Но главное, если это учитель начальной школы, – обладать добротой, отзывчивостью, понимать особенности детей 6-7-летнего возраста. Любовь к детям вкупе с профессионализмом позволяет добиваться блестящих результатов.
Оксана ШЕГАЕВА, директор школы №604, Москва:
– Первое качество, которым должен обладать учитель года, – это абсолютный профессионализм. Надо служить своему делу честно и достойно, любить детей. Я хочу, чтобы наши ученики сегодня не только были грамотными, но и могли ориентироваться в жизни. Министр образования и науки Андрей Фурсенко говорит, что мы должны воспитывать успешных детей. Наши ученики, как граждане России, должны быть людьми профессиональными, здоровыми и счастливыми.
Учитель должен уметь и хотеть учиться. Я думаю, что дело не в педагогическом стаже, а в осознании себя в профессии. Зачастую молодые учителя дают фору тем, кто уже много лет проработал, потому что они не только хотят заявить о себе, мол, я такой молодец, но действительно делают многое. Сейчас в школу приходят молодые педагоги, и у них невероятное желание выглядеть достойно в профессии. Дети их любят, они хотят и умеют работать. Наши учителя каждый год принимают участие в этом и других профессиональных конкурсах.
Лариса ТРОПКИНА, директор лицея №5, Волгоград:
– Учитель года, как и Президент России, должен обладать харизмой. Без этого, по большому счету, к детям в класс не стоит заходить, каким бы эрудированным, умным человек ни был. На второе и третье места в этом рейтинге ставлю компетентность и универсальность. Учитель года – это педагог, объединяющий качества воспитателя, артиста, дипломата, компьютерщика и математика (филолога, географа – в зависимости от предмета, который ведет). Вот такой идеальный образ.
Элла ТИХОНОВА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы №202, Новосибирск:
– Думаю, педагог, принимающий участие в любом конкурсе, прежде всего должен быть человеком компетентным. Это включает в себя отличное знание своего предмета, умение вести уроки, держать дисциплину, готовность распространять свой опыт. Хороший учитель – человек понимающий, добрый, отзывчивый, проницательный. Кроме того, это тонкий психолог, умеющий общаться как с детьми, так и со взрослыми – коллегами и родителями. Конечно, педагог, принимающий участие в конкурсе «Учитель года», – обязательно личность творческая, ищущая, человек, умеющий добиваться победы и не пасующий перед поражениями. Еще знаю по опыту, что такие люди бывают настолько увлечены работой, настолько скромны, что им временами не приходит в голову заявить о себе. А вот администрация школы, коллектив, педсовет могут это сделать – сначала рекомендовать коллегу, а затем поддержать во время конкурсного марафона.
Комментарии