Как известно, новый государственный стандарт школьного образования будет включать три группы требований – к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам освоения программ. Какую группу требований, на ваш взгляд, будет труднее всего выполнить?
Галина ЮДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №587, Санкт-Петербург:
– Мне кажется, труднее всего будет выполнить последнюю группу требований: к результатам освоения программ. Сегодня реалии меняются с необыкновенной скоростью. Об этом знают учителя-практики и не знают составители программ. Можно привести в пример компьютерные технологии. Сегодняшние дети перестают думать, размышлять. И если с блоками А и В на едином государственном экзамене они еще справляются, то часть С, где нужна рефлексия, для многих неподъемна. И как совместить это нежелание думать и требование размышлять?
Ольга СЕРГЕЕВА, и.о. директора школы №4, Великий Новгород:
– Труднее всего, вероятно, будет выполнить требования к условиям реализации программ. И самое больное место лично для меня в этом вопросе – кадры. Наша школа сейчас полностью укомплектована кадрами, но происходит старение учителей. Проблема встанет остро, если в течение ближайших трех лет в школу не придут молодые педагоги. При этом нужно отметить, что преподавателей в возрасте можно обучить работать по новым программам, на современной технике – учителя, как дети, с удовольствием учатся.
Ольга АНОШИНА, заместитель директора по УВР, учитель физики школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– На мой взгляд, краеугольный камень успешной реализации госстандарта – подготовленность педагогических кадров. Образовательный стандарт включает в себя формирование предметных, общепредметных и универсальных умений и навыков, следовательно, учителя должны в совершенстве владеть необходимыми технологиями. Каждый из них должен знать, какой тип задания формирует то или иное умение, знать систему диагностики навыков, уметь корректировать свою деятельность. Недостаток методического обеспечения усложняет работу учителя.
Вторая проблема – психологический барьер. Постоянные реформы часто вызывают внутренний протест у тех, кто давно работает в школе, а таких учителей большинство. Недостаточное финансирование, несвоевременное поступление учебников, соответствующих стандартам, также являются причинами, тормозящими их реализацию.
Ирина ЯРЦЕВА, директор лицея №8, Нижний Новгород:
– Третью группу, конечно, потому что она является результатом выполнения двух первых. Структурирование материала, систематизация, предметное наполнение – это труд ученых. Это легче поддается управлению, контролю и анализу. Сложно будет выполнить второй пункт, потому что внедрение программ потребует финансовых затрат. Но в конечном счете если решат кадровый вопрос, если будут учителя-профессионалы и молодежь станет рваться в профессию, то проблем с внедрением стандартов не станет. Но если не решат вопросы второй группы, то что бы по первому пункту ни изобрели, все повиснет в воздухе, так как реализовывать это будет некому и негде.
Евгений БОДИШТЯНУ, коммерческий директор Русской школы-интерната, Мальта:
– Конечно, главная проблема – кадры. Можно дать школам любые финансы, поставить современнейшее оборудование. И дети все могут оказаться гениями. Но если нет хорошего учителя, никакие деньги, компьютеры и даже сами по себе новые стандарты на процесс образования не повлияют. Прежде всего должен быть учитель, Педагог, который может и хочет научить, который любит и понимает детей. Учителя должны иметь возможность совершенствоваться, повышать квалификацию. Мы можем дать педагогу достойную зарплату, но нужно, чтобы от него шла отдача, то есть умение обеспечить качественное образование. А таких профессионалов немного.
Комментарии