29 октября исполняется 90 лет комсомолу. Чем он был в вашей жизни?
Зоя АМИНОВА, учитель русского языка и литературы школы №135, Омск:
– Я и сейчас отмечаю день рождения комсомола – мои ученики и выпускники звонят, поздравляют. В школу пришла, окончив университет с отличием и поработав в обкоме ВЛКСМ. Я, как и многие мои ровесники, выросла из комсомола и до сих пор ему благодарна. Думаю, российской школе надо бы поучиться у советской в создании столь сильной воспитательной структуры.
Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск:
– Именно горком комсомола дал мне в свое время направление на работу пионерским вожатым в школу. Все вожатые тогда считались комсомольскими работниками, хотя и трудились в системе образования. Как активный комсомолец, проявивший свои таланты именно в работе с детьми, я был делегирован республиканским обкомом комсомола на конференцию Советского комитета защиты мира в Москву. Конечно, много всего в жизни и работе было связано с комсомолом. От комсомола мы, старшие пионерские вожатые, получали определенную поддержку – и моральную, и материальную. И сказать, что все было плохо в молодежной политике во времена ВЛКСМ, я не могу.
Надежда БЕЛИК, руководитель городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи Дворца детского творчества имени Валерия Чкалова, Нижний Новгород:
– Горжусь тем временем, которое было отдано пионерии и комсомолу. В комсомоле я более пятидесяти лет. Сколько замечательных людей встретилось мне за это время! Женя Евстигнеев был членом бюро, когда я работала секретарем райкома комсомола. Не могу назвать Алю Пахмутову подругой, но мы много лет в переписке. А еще Колечка Добронравов, первая метростроевка Татьяна Федорова, Нонна Мордюкова, Инна Макарова. Со многими, ныне известными в нашей стране людьми, мы встретились на целине – туда меня послали комиссаром. Та комсомольская закалка осталась во мне и сейчас. А какая была ответственность! И все это стало моей судьбой.
Ирина ОРЛОВА, заместитель директора Департамента образования мэрии Архангельска:
– Вообще на этот вопрос я бы ответила так: «Комсомол – моя судьба».
В ряды комсомольцев я вступила в 7-м классе, как только исполнилось 14 лет, и, кстати, в числе самых первых в школе. Для меня это был выбор по убеждению. Активно участвовала в жизни пионерской дружины имени Героя Советского Союза Ивана Дементьева в школе №37. А до этого прошла очень серьезную подготовку в «Школе вступающего в комсомол» в областном Дворце пионеров: занималась целый год, изучала Устав ВЛКСМ, принципы демократического централизма. Это было очень ответственно и почетно.
Комсомол был хорошей школой. Он формировал организаторские способности, умение увлечь и повести людей за собой. Немаловажны и полученные навыки общения, деловой коммуникации, работы с документами. А еще комсомол – это надежные друзья, которые до сих пор встречаются, помогают и поддерживают друг друга.
Михаил СТАРОДУБЦЕВ, преподаватель музыки московской школы №1060, учитель года-2008:
– Я отношусь к комсомолу скорее нейтрально, чем положительно или негативно. На моей жизни членство в ВЛКСМ, в общем-то, никак не отразилось. В школьные годы я был культоргом, то есть находился в стороне от идеологической работы. Мы с ребятами организовали школьный ансамбль, делали школьное радио, где ставили красивую музыку и пускали к микрофону учителей, когда им нужно было что-то объявить. В армии я, правда, был комсоргом, но там вообще ничего не приходилось выдумывать и проводить, все было предопределено и шло само собой.
Во времена моей юности, в 80-е годы, уже не было каких-то «чисток» в комсомоле. Единственное памятное событие – это исключение из музыкального училища (и, наверное, из комсомола) студента, допустившего какую-то ребяческую шутку по отношению к портрету партийного босса. От этого случая у меня осталось чувство недоумения, нелепости произошедшего.
Вообще в музыкальной среде принадлежность к какой-либо общественной организации не играла никакой роли – если нет таланта, как музыкант ты не состоишься, несмотря на комсомольский или партбилет.
Комментарии