Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года утверждены Правила разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов. Все ли вам стало понятно после выхода этого документа?
Анатолий КУНИЦКИЙ, директор средней школы №16, Пенза:
– Новое постановление, как и любой другой юридический документ, требует дополнительного толкования. В частности, в нем говорится о возможности разработки стандартов любыми образовательными и научными организациями. Возникает вопрос: а какова реальная возможность регионов участвовать в данной работе? Означает ли это, что в единые федеральные госстандарты может быть внесен региональный (местный) компонент? И в какой степени? На мой взгляд, такой подход может в лучшую сторону повлиять на уровень образования. Но как это сделать в рамках нынешнего законодательства, пока неясно.
Григорий ГРИШИН, главный специалист Комитета образования администрации Новгородского района, Новгородская область:
– Нам представляется, что данное постановление будет способствовать упорядочению деятельности всех структур. Но у муниципалитетов по-прежнему остается много вопросов по реализации всех трех частей нового госстандарта. Первая часть – требования к структуре основных образовательных программ. Пока невозможно четко ответить на вопрос директоров школ, что должна содержать основная образовательная программа и в какой части она будет формироваться участниками образовательного процесса. Как изменится учебный план школы? Вторая проблема – обеспечение условий реализации стандарта. Пока не существует жестких требований к материально-технической базе, оборудованию образовательных учреждений. Смогут ли школы соблюсти эти требования в будущем? И третий момент – как на федеральном уровне планируется осуществлять контроль за реализацией образовательных программ? Каковы будут требования к выпускникам школ? Как совместить ЕГЭ, который ориентирован на «знаниевую» парадигму, с контролем овладения определенными компетенциями?
Но самый главный вопрос – кто будет разрабатывать новый стандарт? Не учителя, очевидно, и не муниципалитеты, хотя их мнение, безусловно, должно быть учтено в первую очередь. Мы ждем от крупных структур федерального уровня, таких как РАО, Институт содержания общего образования, Академия повышения квалификации работников образования, совместной работы над этим стандартом.
Валентина ШУЛЬГИНА, председатель Комитета по образованию Большереченского района, Омская область:
– Постановление Правительства РФ вышло 24 февраля. Но мы уже более года ведем подготовительную и разъяснительную работу среди своих педагогов. Помогает наш методический кабинет, которому большую поддержку оказывают Институт развития образования Омской области и его проректор, научный руководитель школ нашего района Татьяна Головина. Все понятным не бывает – это же не букварь, но, думаю, с любыми сложностями разберемся вместе.
Юлия СЕВОСТЬЯНОВА, директор школы №280, Санкт-Петербург:
– В Правилах четко объяснены основные понятия, которыми мы пользуемся, организуя образовательный процесс. Это очень важно. Но с большим нетерпением мы ждем самих стандартов по каждому из предметов, потому что для учителя актуально, чему учить и как учить, при этом грамотно пользуясь терминологией. Правила – это этапный документ, предваряющий появление самого стандарта.
Ирина РАЩУПКИНА, директор школы №12, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:
– Считаю, что правила вполне понятны для учительской общественности. В них более четко прописан алгоритм действий всех участников процесса разработки и утверждения ФГОС.
Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов:
– Проект федеральных стандартов обсуждается достаточно долгое время, а с нами, директорами школ, в этом вопросе очень активно работает Управление образования и науки Тамбовской области. Проводились семинары, давались разъяснения, поэтому каких-то неясностей у нас нет. Трудности, наверное, начнутся позже, когда надо будет выполнять эти стандарты.
Комментарии