Не кажется ли вам, что тема освоения космоса недостаточно отражена в школьной программе?
Татьяна БОНДАРЕВА, директор гимназии имени А. Платонова, Воронеж:
– Вопрос, конечно, интересный… Важно, с какой точки зрения мы будем рассматривать эту проблему. Например, на третьей ступени сейчас введено профильное обучение, и добавлять сюда дополнительные темы по космонавтике будет непросто, да и надо ли? В плане воспитательной работы каждого учителя и гимназии в целом обязательно есть мероприятия, посвященные Дню космонавтики, Юрию Гагарину, космическим полетам. Возможно, недостаточно информации именно о современных космических достижениях, но в курсе краеведения у нас есть темы о воронежских космонавтах, проводятся выставки рисунков, конкурсы плакатов по соответствующей тематике. О космосе идет речь и на уроках физики, и на истории, и на рисовании. А обучить наших детей всему, что знает человечество, невозможно. Важно научить их находить информацию, уметь выбирать нужное и анализировать это.
Елена МЕЛЬНИКОВА, директор приобской основной общеобразовательной школы №53, Новосибирский район, Новосибирская область:
– У нас в школе каждый год проводятся классные часы, посвященные Дню космонавтики. Ученики должны знать о том, что именно Россия была первой страной, покорившей космос. Мы считаем, что о наших достижениях в этой сфере можно и нужно рассказывать на любом уроке, по любому предмету. Это могут быть тематические уроки, посвященные космическим исследованиям и отдельным личностям, чьи имена вошли в историю космонавтики, – ученым, астронавтам. Такие уроки легко вписываются в учебный план по любому предмету. На уроках информатики, например, можно рассказать о роли космических исследований в развитии средств связи, которыми пользуются все школьники. На уроках истории, иностранных языков можно делать сообщения о событиях и людях. Возможности безграничны.
Елена ЕРМИЛОВА, директор школы №1 рабочего поселка Городище, Волгоградская область:
– А вы знаете, я не считаю, что тут есть большие пробелы. Мы много рассказываем детям о достижениях России в космосе. На первый взгляд кажется, что это задача учителей физики или истории. Но почему в рамках других предметов нельзя обсуждать то, что составляет гордость нашего народа?! Спутник, Белка и Стрелка, полет Гагарина, первый выход человека в открытое космическое пространство… Эта тема разрабатывается у нас на уроках английского языка. На изо вообще огромный простор для творчества: не только рисунки, но и плакаты, коллажи, даже фотографии звездного неба делаются. Литература? Пожалуйста – у нас ребята писали сочинение «Письмо космонавтам», тем, которые находились на МКС. А уж о внеклассных мероприятиях и говорить нечего: тут и выставки юных техников, и классные часы, и волонтерство, когда старшеклассники приходят к малышам с беседами…
Николай КУЛЕШОВ, директор школы №132, Москва:
– На мой взгляд, на сегодняшний день тема космонавтики в школьной программе отражена недостаточно, ее надо углубить и внедрить в изучение каждого предмета. Соответственно определенные органы должны разработать программу для каждой ступени обучения и разных предметов. Сейчас учителя могут только съездить с учениками на экскурсию в музей и поговорить о космосе. Ученики нашей школы ежегодно посещают музеи космонавтики в Звездном городке, а также на ВДНХ. Педагоги на своих уроках постоянно обращаются к этой теме, мы не забываем успехов советских инженеров и летчиков в области космонавтики. Со следующего года мы будем работать с учениками начальной школы и привлекать разнообразный материал для изучения темы космоса. Мы каждый год отмечаем День космонавтики, проводим конкурс стенгазет и устраиваем большой праздничный концерт.
Комментарии