Уже в четвертой четверти школьники 19 регионов России начнут изучать основы религиозных культур и светской этики. Готовы ли вы к преподаванию всех модулей нового курса? Этот вопрос мы решили задать учителям из регионов, участвующих в эксперименте.
Людмила САЧЯН, преподаватель немецкого языка школы №7, Невинномысск, Ставропольский край:
– В рамках программы дополнительного образования я уже 6 лет преподаю в школе курс «Основы православной культуры». В него входят практически все модули нового курса. Рассказывая детям о православной культуре, я даю им представление о других религиях – исламе, буддизме и т.д. Дети посещают эти уроки с удовольствием. Кроме теоретических занятий мы проводим экскурсии в храмы нашего города. Сейчас собираемся поехать к святому источнику в монашеский скит села Татарка Шпаковского района Ставропольского края.
Елена ЕРОХИНА, учитель начальных классов школы №99, Екатеринбург:
– В предмете «Окружающий мир» есть часы, отводящиеся на мировые религии. Так что на ознакомительном уровне мы эти вопросы уже рассматриваем. Специального обучения для ведения нового предмета ни я, ни другие педагоги нашей школы пока не проходили. Полагаю, необходимые материалы можно будет найти в Интернете, – возможно, они будут нам предоставлены организованно, от методических объединений. Вообще неясностей с курсом пока много. Нам, учителям начальных классов, было сказано, что предмет идет за счет наших часов. Если приглашать для его преподавания кого-то другого, значит, придется отдавать часть зарплаты. Мы в этом не заинтересованы.
Наталья ГОЛИКОВА, учитель начальных классов, руководитель лаборатории непрерывного образования школы №3, Бердск, Новосибирская область:
– В Бердске еще с 2001 года ведется преподавание основ православной культуры России, и потребность в таких курсах ощущается. Но проблема педагогических кадров существует. Нынешние учителя воспитаны в то время, когда религиозной культуры в России не было. В педагогической практике наблюдается парадокс: есть потребность в образовательной услуге, но нет возможности ее реализовать.
Ольга СУРАВОВА, учитель русского языка и литературы, директор Хитровской школы, Рассказовский район, Тамбовская область:
– Сейчас наши учителя начальных классов проходят подготовку в Тамбовском институте повышения квалификации работников образования, и как раз на будущей неделе у них начнется изучение следующего модуля. С 2010 года в эксперимент вступает начальная школа, потом постепенно – средние классы. Им новый курс будет преподавать учитель истории, которая тоже уже осваивает новый материал.
Николай БЕЛОЗЕРОВ, учитель средней школы №1 с углубленным изучением английского языка Вологды, лауреат конкурса «Учитель года России-2008»:
– Я точно не буду преподавать новый курс – по идеологическим соображениям. А вообще для учителей вроде бы собираются проводить курсы. У нас в области ввели два курса в рамках регионального компонента: «История вологодского края», и «Экономика Вологодской области». Так вот нет ни учебников, ни учебных пособий. Боюсь, как бы и с новым курсом такого не случилось.
Людмила СОКОЛОВА, учитель русского языка и литературы лицея №49 Калининграда, учитель года Калининградской области-2007:
– Готова ли я вести все модули курса? Нет, конечно. Я вообще сомневаюсь, что найдется человек, который отважится на такое. Если же говорить об основах православной культуры, преподавание этого курса ляжет, скорее всего, на филологов. Я думаю вот о чем: разве на уроке литературы, говоря о Гоголе, читая с детьми Достоевского, я не обращаюсь к этим самым основам? Да почти вся русская литература – это подспудно разговор о Боге, о том, что бывает с человеком, если он начинает искать истину вне Бога, и о том, как мучительно, но необходимо возвращение.
Комментарии