Чем, на ваш взгляд, можно измерить воспитанность школьника?
Любовь ИВАНОВА, учитель истории школы №14, Великий Новгород:
– Когда-то в нашей школе на дополнительных площадях начинала свою деятельность гимназия «Гармония». Расписание звонков было разным. Так вот когда совсем маленькие дети из «Гармонии» проходили через наши коридоры во время уроков, они прекращали все разговоры и шли на цыпочках, чтобы не стучать каблуками и нам не мешать. Воспитанный человек – тот, кто не мешает другим.
Валентина ЛИБЕРЦОВА, учитель русского и литературы Ильинской общеобразовательной школы, Олонецкий район, Карелия:
– Думаю, уровень воспитанности школьника можно попытаться определить с помощью профессионально составленных психологических тестов, где через быстрые вопросы выявляются не лежащие на поверхности внутренние убеждения и привычки. Обычное анкетирование, викторины – это проверка теоретической этики, которую в основном дети знают, но не соблюдают. Поступки и поведение – слишком сложные явления, выявить мотивы тех или иных действий и уровень воспитанности бывает сложно. А вот при помощи волшебной науки зачастую можно узнать очень много, даже в цифрах измерить, графики вычертить, а главное – разработать дальнейшую систему работы.
Алла КУЛАКОВА, учитель физкультуры школы №296, Санкт-Петербург:
– Это очень сложный вопрос. Как измерить уровень воспитанности любого человека? Что за деления должны быть на этой шкале? Конечно, можно отталкиваться от чисто внешних признаков: пропускает ли молодой человек вперед девочку, уступает ли место старшим и т. д. Но мне кажется, воспитанность – это внутреннее ощущение, данное семьей, окружением.
Марина КУРЕНКОВА, учитель английского языка Верхнемамонского лицея, Воронежская область:
– Уровень воспитанности школьника проявляется прежде всего в его отношении к учителю. В том, видит ли ученик в своем педагоге наставника, человека, старшего по возрасту, а также более опытного, знающего, то есть человека, к которому надо относиться с уважением. Также об уровне воспитанности может многое сказать то, как ребенок относится к своим родителям и одноклассникам, к своей малой родине и даже к символике государства, которая сегодня есть в каждой школе. Сказать однозначно, насколько сегодня больше или меньше воспитанных ребят по сравнению с ситуацией десяти- или двадцатилетней давности, нельзя. Как раньше, так и сегодня школьники разные.
Анна ТРАВИНА, учитель русского языка и литературы школы №18, Нижний Новгород:
– Для меня показателем воспитанности является уважение к другому человеку независимо от того, сильнее он или слабее, старше или младше. Уважение проявляется и словесно, и эмоционально, и в поступках. Умение уважать другого, позволять ему иметь другие взгляды, отличные от твоих мнений и установок, терпимость к чужим недостаткам – для меня это самое важное.
Комментарии