Как заставить выпускника вуза работать там, где нужно? Видя нехватку молодых специалистов, которые не идут работать на убыточные производства и в школы из-за низкой зарплаты, многие руководители с тоской вспоминают недавние времена, когда существовала система распределения. Тогда до трети выпускников вузов все-таки, отработав положенные три года, закреплялись на новом месте.
Сегодня молодым нужна работа. Многие из них с дипломом еще долго не могут найти себе места там, где они хотят жить. В организациях, где хорошо платят, требуются, как правило, люди с опытом. Но никто не хочет ехать в глубинку и занимать пустующие рабочие места с низкой зарплатой.
Однако специалисты нужны и там, это уже становится вопросом государственной безопасности. Дети также не могут ждать, когда государство обеспечит их учителями.
Введение системы государственных возвратных субсидий запланировано в Концепции модернизации российского образования. Эта система должна быть разработана к 2004 году. Сейчас над ней трудятся в Министерстве образования. Там работает Координационный совет во главе с министром образования. В его составе заместители министра образования, начальники управлений, ректоры вузов и другие специалисты. На последнем заседании совета было решено выдачу субсидий увязать с целевым приемом в вузы.
Использование государственных средств для обучения конкретных специалистов сначала назвали образовательным кредитом. Но кредит на обучение уже выделяли некоторые банки. Это было в рамках обычных потребительских кредитов. И воспользоваться предоставленной возможностью учиться на платных отделениях решилось не так много молодежи, как ожидалось. Поэтому новую систему назвали возвратными субсидиями.
По словам министра образования Владимира Филиппова, система возвратных субсидий будет работать так: “Тот, кто не поступит на бесплатные бюджетные места в институте, сможет заключить договор о возвратных государственных субсидиях. После обучения молодой специалист должен вернуть долг государству, но если он поедет работать по направлению, то государство ему простит долг. Выходит, что, с одной стороны, молодой человек получит бесплатное высшее образование, с другой – государство в нужном месте нужного специалиста”.
Многие специалисты высшей школы идут дальше и предлагают, с их точки зрения, очевидное: те, кто уезжает работать за границу, должны выплатить стоимость высшего образования государству. Говорят, что вербовщики из США приезжают в МГУ перед выпуском и прямо здесь набирают себе рабочую силу. Получается, что наша страна готовит за свой счет специалистов для других государств. Между тем, по оценкам экспертов, стоимость высшего образования составляет 30-40 тысяч долларов в среднем за все годы обучения.
Еще один важный вопрос, который пока не рассматривается: кто же через 7 лет будет учить детей на селе и лечить сельчан, работать в оборонке? Вероятно, не самые лучшие специалисты, но по крайней мере они будут. Формально государство выполнит перед гражданами свои конституционные обязанности учить и лечить. Хотя при отсутствии достойных зарплат это вряд ли будет выходом из положения. Получается, что в ближайшие семь и более лет жизнь в деревне по планам правительства не станет лучше.
Так или иначе, как ни просчитывай сегодня последствия введения образовательных субсидий, ясно, что они породят новые социальные проблемы. Но в то же время они будут вырабатывать ответственность молодого человека за принятое решение и за свое будущее, что очень важно.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии