- Исаак Иосифович, в Москве есть прецеденты, когда учитель, победив на Всероссийском конкурсе, становился или уже был директором школы (Александр Глозман, Анна Мехед, Михаил Случ). Но раньше победители московского конкурса наотрез отказывались возглавить то или иное образовательное учреждение (Юлия Марчук, Андрей Милехин, Андрей Лукутин, Мария Филиппенко), а сегодня стали соглашаться. Что, на ваш взгляд, этому способствует?
– Во-первых, сегодня очень сильно меняется характер работы директора, и вполне возможно, что когда раньше победителю задавали вопрос, станет ли он директором школы, прессинг административно-командной системы был настолько силен, что учитель, привыкший к свободе в своей деятельности, не очень хотел вступать в эту административную ветку с тем, чтобы потерять свободу. Во-вторых, теперь все больше и больше у нас директор – свободный организатор свободного коллектива. Поэтому возможно, что другие люди начнут соглашаться на то, чтобы возглавить коллективы, а не только те, кто готов выполнять исключительно команду сверху, ибо мы стараемся как можно меньше команд сверху спускать на школы. Я думаю, а правда, почему многих расстроил не очень общественно активный, а скорее узкопрофессиональный характер разговора финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года» с Президентом РФ Владимиром Путиным? Есть, конечно, простая и хорошо известная всем нам причина того: в последние двадцать с лишним лет круг общения учительства замыкался только рамками профессионального сообщества. Вот это ни в коем случае не вина учителей (у нас замечательные учителя), думаю, это в первую очередь задача руководителей системы образования, всего общества – помочь учителю взглянуть на школу не изнутри, а глазами общества. Для этого учителю нужна возможность достаточно серьезного общения и за пределами своего профессионального круга. Поэтому мы стараемся на наши традиционные еженедельные селекторные совещания приглашать людей, которые не работают учителями, поэтому мы так агитируем за создание управляющих советов. Мы делаем это не только для того, чтобы эти советы взяли на себя ответственность за решение каких-то важных и сложных проблем. Если управляющие советы будут включать разумных, состоявшихся (рано или поздно они только такими и останутся, другие просто не выживут) людей, занимающихся совершенно не учительской работой, то общение педагогических коллективов со своими управляющими советами, я уверен, поможет всему учительству (директорам школ в первую очередь) научиться смотреть на школу не только изнутри, но и глазами общества. Тогда это приведет ко многим переоценкам внутри самого педагогического коллектива и педагогического сообщества в целом.
Комментарии