search
main
0

Вопрос контента. Главное – как эффективно использовать то, что уже создано

С 9 по 11 ноября в Московском инженерно-физическом институте (государственном университете) прошел очередной, XII конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» – «ИТО-2007».

Это мероприятие год от года собирает все больше и больше участников. На нем обсуждали наиболее важные аспекты информатизации образования – обеспечение школ лицензионным программным обеспечением, разработка и экспертиза информационных образовательных ресурсов, работа школ в сети «Интернет», подключенных в рамках ПНП «Образование», повышение квалификации и переподготовка кадров в области ИКТ.

На конференции не раз отмечали, что подключение всех школ России к Всемирной сети в столь кратчайшие сроки – самый крупный телекоммуникационный проект в мире. Однако теперь предстоит не менее серьезная задача – постараться с максимальным успехом освоить те возможности, которые появились у образовательных учреждений.

Одним из наиболее интересных выступлений мероприятия стал доклад руководителя проекта ИСО Национального фонда подготовки кадров Светланы АВДЕЕВОЙ, посвященный вкладу проекта в системную информатизацию школы.

– Совсем недавно мы получили довольно интересный экономический отчет, – сказала Светлана Михайловна. – Согласно ему, в рейтинге конкурентоспособности экономики Россия занимает 62-е место из 125. Это лишний раз доказывает: чтобы не стать чьим-то сырьевым придатком, нужно развивать экономику, основанную прежде всего на знаниях, а не на природных ресурсах. В этом плане внедрение ИКТ в образование дает важный шанс помочь росту конкурентоспособности страны.

К сожалению, не секрет, что сейчас далеко не все выпускники школы обладают знаниями и умениями, необходимыми для жизни в информационном обществе. Увы, таких учеников наша школа если и готовит, то отнюдь не в массовом порядке, а как «штучные» образцы. Поэтому мы считаем, что информатизация образования вовсе не сводится к подключению школ к Интернету и поставке современных компьютеров. Чтобы процесс информатизации школы дал ожидаемый эффект, необходимо изменить методы и формы учебно-методической работы, внедрить в школьный процесс учебные материалы нового поколения и новые учебные практики на основе ИКТ. И здесь огромная роль принадлежит учителю. Поэтому все, что мы делаем, направлено как раз на то, чтобы помочь ему измениться согласно современным требованиям.

Проект ИСО носит системный и комплексный характер, он охватывает все аспекты внедрения ИКТ в образовательный процесс. Это касается и разработки учебных материалов, и подготовки педагогов к их использованию, и организации их непрерывной методической поддержки по применению разрабатываемых в проекте ресурсов и технологий.

В рамках проекта мы сначала развернули сеть межшкольных методических (ММЦ) и региональных координационных центров (РКЦ) в регионах, обучили кадры, работающие там, поставили технику. Затем началась массовая работа по организации обучающих семинаров для педагогов, проведению курсов повышения квалификации, сетевому взаимодействию ММЦ с педагогами школ.

И вот теперь начинается фаза распространения результатов проекта, внедрение разработанных ресурсов и технологий в практику работы массовой школы.

Что же проект ИСО предлагает российским школам?

Прежде всего это Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов*. У нас было два пути. В первом случае мы могли наполнять ее в течение трех лет в закрытом доступе, основательно разрабатывая интерфейс, систему поиска ресурсов и постепенно выкладывать все обещанные 100000 ресурсов, после чего в июне 2008 года открыть для всеобщего доступа. Второй вариант предполагал, что мы сделаем этот ресурс открытым с самого начала и будем постепенно выкладывать в Интернет новые разработки и улучшать интерфейс работы с ними. Мы выбрали второй путь развития, потому что он давал возможность постоянно дорабатывать коллекцию, учитывая мнения педагогов и других пользователей коллекции. И несмотря на то что пока туда выложены далеко не все ресурсы (на сегодняшний момент – порядка 45000), по популярности коллекция уже сегодня обогнала многие солидные образовательные порталы.

Как известно, большинство учителей не особенно любят использовать чужие разработки в готовом виде – они всячески дополняют и дорабатывают их. Поэтому мы отказались от самодостаточных электронных курсов и сделали ставку на большое количество простых объектов, из которых каждый педагог может выстроить свой методический материал. Например, в Единой коллекции выложены копии картин, фрагменты музыкальных произведений, аудиофайлы литературных произведений, опыты по естествознанию, видеофрагменты учебных фильмов и другие ресурсы.

Еще одно направление нашей деятельности – создание различных учебных материалов нового поколения. Их у нас несколько типов: комплекты ЦОР к учебникам, инновационные УМК, информационные источники сложной структуры**: электронные справочники, энциклопедии, словари по разным предметам и некоторые образовательные инструменты.

В проекте разрабатывается большое количество ресурсов, необходимых при изучении отдельных предметов. Почти завершена разработка 125 комплектов ЦОР к учебникам, в самое ближайшее время они будут выложены в Единую коллекцию, а также растиражированы и распространены по школам и ММЦ. Начиная с третьей четверти 2008 года заработает система дистанционного обучения педагогов, которая будет помогать учителям-предметникам использовать разные возможности комплектов ЦОР и встраивать их в свою профессиональную деятельность.

В рамках проекта проходит эксперимент по дистанционному образованию школьников на профильном уровне. В нем задействованы более 10000 школьников 10-х и 11-х классов, которые обучаются на профильном уровне с использованием интернет-технологий по 14 предметам.

Очень важное направление – разработка программ информатизации школ. Без них невозможно продвигаться по пути эффективного использования ИКТ. У нас есть 5130 базовых школ в семи пилотных регионах, где такие программы были созданы. Сейчас идет второй год их реализации, подведены первые итоги и проведена корректировка этих стратегических для школы документов в соответствии с новыми целями и задачами. На основании матрицы информатизации мы постоянно отслеживаем успехи каждой школы, а также даем рекомендации, что делать, чтобы перейти с одного уровня информатизации на другой.

Очень многое сделано в плане разработки инструментов по оценке ИКТ-компетенции учеников и педагогов. Эти инструменты позволяют не просто оценить умение работать с теми или иными компьютерными программами, а измерить способность работать в ИКТ-насыщенной образовательной среде, получить конкретный результат. В прошлом году мы на стадии апробации инструмента протестировали 20000 девятиклассников и 7000 педагогов. Планируем к июню 2008 года доработать инструмент до «коробочной» версии.

Для того чтобы в школах началась активная работа по внедрению ИКТ, нужно проработать достаточно большой пакет нормативно-правовых актов. Директорам необходимы управленческие документы, в которых было бы подробно расписано, как «по закону» начать работать с цифровыми образовательными ресурсами, как построить информационную среду учреждения, какие изменения необходимо внести в устав школы, как изменятся функциональные обязанности различных сотрудников, кто будет обслуживать технику и так далее. В НФПК уже подготовлены эти документы, и сейчас мы намереваемся апробировать их в ряде школ, чтобы потом разработанный пакет проектов документов передать в Минобрнауки России с рекомендациями для последующего массового внедрения*.

Какова дальнейшая судьба проекта ИСО? У нас уже есть договоренность с Минобрнауки России о том, что с июля 2008 года (после того как закончится финансирование проекта за счет средств Всемирного банка реконструкции и развития) он продолжит свое существование за счет федерального бюджета.**

Второй этап проекта, с 2008 по 2011 год, будет в основном посвящен распространению и внедрению разработанных на первом этапе проекта учебных материалов нового поколения, моделей непрерывной методической поддержки педагогов, инструментов организации и поддержки учебного процесса, новых образовательных практик. Мы планируем, что все проектные усилия и средства будут направлены на то, чтобы помочь директорам, учителям и ученикам в массовой школе начать эффективно использовать все то, что создано на первом этапе проекта, распространяя опыт школ пилотных регионов на другие регионы нашей страны.

___________

*Более подробно об этом читайте в №1, 2008 год, «ИКТ в образовании».

**См. также статью Вадима МЕЛЕШКО «Проект ИСО – это всерьез и надолго», №8, 2007 год, «ИКТ в образовании».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте