Предложение «Учительской газеты» заставляет еще раз собрать и осмыслить опыт двадцати двух лет руководства школой с новой для меня точки зрения. С тех пор как наша гимназия стала получать награды и побеждать в многочисленных конкурсах, мне приходилось много раз писать и рассказывать о нашей работе, анализируя пройденный путь с разных позиций. Попробую сделать это теперь, выделяя основные принципы управления, которые приносят нам успех. Но сразу должна предупредить, что директорство мое было подготовлено не специальным образованием (какие-то краткосрочные курсы, кажется, были), а исключительно практическим опытом. Только им и могу делиться. А в нашем деле опыт, как известно, не передается. Передаются технологии. Их эффективность в человеческих отношениях тоже весьма относительна. Так что придется постоянно пояснять, с какими чувствами, в какой обстановке, с какими людьми мы работаем.
И первое обстоятельство, которое непременно следует упомянуть, – это влияние ленинградской – петербургской педагогической традиции, в которой я выросла. Без этого ничего невозможно понять. Бесконечная любовь и уважение к ребенку, добросовестность, преданность делу – это все оттуда. Не буду перечислять все свои пионерские и комсомольские должности, – хотя чувство ответственности и первые организаторские навыки приобретались именно тут! – скажу, что в 1968 году с большой радостью начала работать старшей пионервожатой в 183-й школе Дзержинского района и одновременно училась потом в педагогическом институте. И если я что умею, то научилась этому за годы работы с пионерами под руководством замечательных ленинградских учителей. Мое взросление – и человеческое, и профессиональное – связано с постоянным активным постижением премудростей ежедневной школьной жизни. Я давала много открытых уроков, каждый год выпускала не по одному классу, растила медалистов, придумывала интересные литературные вечера, училась составлять расписание, заполнять формы ОШ-1 и другие трудные школьные документы, вести журналы и готовить выступления на педсоветах. Была учителем, организатором внеклассной работы, заместителем директора. И все эти годы принесли мне не только главные управленческие умения, но и привели к пониманию, что нет на свете ничего дороже тех единомышленников и друзей, тех замечательных коллег, без которых я никогда не смогла бы создать свою школу. Потому и пишу теперь, и говорю чаще «мы», чем «я». Вместе с ними в 1990 году пришли мы в восьмилетнюю школу №56, где я стала директором. Можно ли отнести это обстоятельство к основам управления? Не знаю. Но наш большой друг, доктор педагогических наук, профессор СПбГУ Елена Казакова написала в своей книге: «Важно отметить, что быстрое объединение педагогического коллектива было обеспечено благодаря тому факту, что многие педагоги были знакомы друг с другом уже много лет, работая ранее в системе пионерских и комсомольских штабов, комитете ВЛКСМ и клубе РГПУ имени А.И.Герцена. Основной состав администрации школы представлял собой учеников и многолетних коллег директора». Надо ли говорить, с какой радостью, с каким подъемом принялись мы за строительство своего школьного мира, о котором столько мечтали в прежние годы? И опять: чем могут быть полезны нынешним читателям «Директорского клуба» воспоминания о нашем общем энтузиазме, взрыве творческих планов и несколько авантюрной уверенности в том, что все у нас непременно получится? Идеи красоты, порядка, профессионализма, культ интеллектуальной игры и радости узнавания – все казалось достижимым. И я не помню, чтобы нам приходилось обсуждать какие-то специальные приемы и методы, которые следует использовать, например, для создания коллектива. Все получалось как-то само собой, все устремлялось к ясно осознаваемой цели. «Поддержка детского коллектива, – отмечала потом в своей книге Елена Казакова, – была обеспечена за счет изменения материально-технического состояния школы; построения более красивой и упорядоченной среды; повышения интереса событийной стороны. Как и для многих других инновационных школ, фактором роста стали выездные сборы старшеклассников и учителей, где на фоне массовой театрализованной игры происходило утверждение общих ценностей и приоритетов, формировалось взаимное доверие…» Демократия или единовластие царили тогда в учительской? Это позже сложились наши формулы: команда должна знать ответ на вопрос «Кто всегда прав?». Знать не потому, что директор никогда не ошибается, а потому что придерживается правила, выработанного в художественном совете театра «Ленком» в отношении к главному режиссеру Марку Захарову: мы вам скажем все, но вы поступите так, как считаете нужным. А мы вас поддержим. Другими словами: до принятия решения обсуждай его столько, сколько захочется, после принятия решения иди и выполняй его. Окончательное решение принимает тот, кто несет за него ответственность. Нам было легко и радостно придумывать свои девизы и законы, шутить на самые серьезные темы еще и потому, что начинали мы в обстановке общего подъема педагогического творчества, царившей тогда в стране. Теперь условий для оптимизма значительно меньше. И все-таки без этих чувств, без радости и любви, без уверенности в успехе приходить к детям нельзя. Как создавать и поддерживать эти чувства в педагогическом коллективе, в самом себе, наконец? Я знаю только один ответ на этот вопрос: научитесь видеть в людях – взрослых и маленьких – то хорошее, что в них обязательно есть. Старайтесь постоянно отмечать это и радоваться каждому, даже самому маленькому их достижению. На этом построена наша главная идея – педагогика успеха, которая пока нас ни разу не подводила.
Комментарии