В Подмосковье возник уникальный прецедент: межшкольные методические центры создаются и на базе собственно школ, и заведений среднего профессионального образования, в частности, в педагогических колледжах, и при компьютерных классах районных управлений образования, и в вузовских лабораториях. Ниточки же этой разветвленной сети, пронизавшей всю образовательную систему области, тянутся в Институт открытого образования Московского государственного областного университета.
Директор Института открытого образования МГОУ и регионального координационного центра ММЦ Марина Вайндорф-Сысоева утверждает, что каждый центр весьма активно доказывает свое право на существование, каждый из них ищет те формы работы, которые наиболее актуальны конкретно для того муниципального территориального образования, где он расположен.
Заместитель директора межшкольного методического центра Педагогической академии последипломного образования Валентина Асташкина отмечает, что, хотя академия всегда занималась повышением квалификации работников образования, именно участие в проекте активизировало разработку тем, связанных с информатизацией образования, значимой стала и проведенная центром аналитическая работа по выявлению уровня владения техникой педагогов. Это позволило дифференцированно подойти к формированию групп и адресно оказывать методическую помощь учителям.
Заместитель директора центра, расположенного на базе Истринского педагогического колледжа, Галина Меденкова среди достижений отметила, что выявлены параметры успешной работы с педагогами и факторы, которые снижают эффективность занятий. Центр активно готовится к выходу на плановые мощности. На следующий год запланированы семинары для педагогов своего муниципалитета и для сотрудников системы ММЦ. Среди проблем отметила необходимость дополнительных ставок администратора школьной сети и администратора школьного сайта.
Директор лицея №22 Воскресенска Андрей Копцов когда-то сомневался, зачем это нужно школе? Были и другие заботы, требующие и денежных вливаний, и пристального внимания. Увлекся идеей, попробовал. В результате лицей стал победителем нацпроекта, а несколько педагогов получили президентские гранты.
– Мы получили больше, чем рассчитывали, не только в материальном плане, но и в моральном, – считает Андрей Анатольевич. – Расширение горизонтов, свобода творческого поиска, возможность растить методически грамотные кадры, тесная связь с коллегами из различных уголков Московской области – это действительно делает работу системы РКЦ-ММЦ уникальной, перспективной уже сегодня и определяющей завтрашний облик методической службы Московской области.
Активно работает с директорами образовательных учебных заведений межшкольный центр в Домодедове. Татьяна Копьева, директор центра, уверена, что только руководитель, который сам владеет информационными технологиями, сможет побудить своих учителей учиться, получать новые знания, овладевать новыми методическими приемами обучения. Руководитель должен иметь представление о том, какими возможностями обладает учитель, являющийся начинающим пользователем ИКТ, владеющий техникой на базовом или продвинутом уровнях.
Понимание того, что информатизация – мощнейшее средство повышения эффективности урока, привело в состав ММЦ шатурскую школу №2. С 1998 года школа работает со взрослым населением района. Созданы и активно действуют школьные команды в Рошале и в самой Шатуре. Активную роль в обучении педагогов играют учителя информатики. В рамках проекта 179 учителей района уже прошли курсовую подготовку. Одними из первых педагоги Шатуры стали участниками акции «Передвижной мобильный комплекс в Подмосковье». Ольга Шапкина сумела по-хозяйски распорядиться полученной на две недели техникой: учителя поучаствовали в обучающих семинарах «Работа с интерактивной доской СМАРТ». Ученики выполняли интересные проекты в среде «летопись.ру».
– В системе РКЦ-ММЦ Московской области чувствуются слаженная команда, понимание общих проблем, стремление их решить, – делится своими мыслями координатор проекта от Национального фонда подготовки кадров Александр Медведев. – Хочется поблагодарить региональный координационный центр Московской области и лично Марину Вайндорф-Сысоеву за умение вдохновить людей, организовать методическое координирование столь непохожих по статусу и конфигурации центров. Опыт Московской области интересен и уникален.
У системы РКЦ-ММЦ сложились теплые партнерские отношения с теми, кто правит балом на рынке новейших технологий. К числу таких можно отнести и компанию «Майкрософт». Координатор образовательных программ «Майкрософт» Павел Сидоров убежден, что у этой дружбы продуктивное в смысле удачных совместных проектов будущее.
– Расширение партнерства в образовании – это характерная примета современного общества, это свидетельство повышения интереса социума к качеству обучения школьников, к совершенствованию методик и технологий обучения, – считает заместитель директора регионального координационного центра Московской области Марина Мищерина.
В основу целей и задач межшкольного методического центра в свое время легло желание педагогов повысить уровень своей культуры, активно использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии. Ведь ММЦ – это организация работы по обучению использования ИКТ в учебном процессе, а также образовательного процесса на основе методики обучения учеников с использованием средств информационных и коммуникационных технологий, повышение квалификации и методической поддержки учителей в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, проведение мониторинга развития системы образования муниципального района с использованием современных компьютерных технологий, справочное, научно-методическое обеспечение системы образования района.
Основными направлениями деятельности центров стали: организация процесса обучения руководителей общеобразовательных учреждений, учителей различных учебных предметов и других категорий работников всех школ района работе с информационными технологиями, проведение регулярных консультаций, практико-ориентированных семинаров, мастер-классов. Для ребят создаются кружки по ИКТ, которые охватывают все школы района. Проходит апробация новых дистанционных курсов. Изучается, анализируется и обобщается педагогический опыт использования ИКТ в учебном процессе, выводы публикуются в том числе и в средствах массовой информации. Районная медиатека тщательно собирает самый разнообразнейший материал, таким образом ММЦ накапливает данные для банка информации по вопросам использования ИКТ в учебном процессе.
Первое оружие тех, кто желает ознакомить школы с возможностями информационно-коммуникационных технологий, – это идея. Директор направления по работе со стратегическими партнерами группы компаний Aquarius Сергей Савельев любит подчеркивать, что они предлагают решения, а не технику. Важно реагировать на самые разнообразнейшие потребности в наполнении машин мгновенно, ведь современный пользователь сегодня точно знает, что ему нужно, что его устраивает и что хотелось бы добавить, изменить. Путешествия мобильной тележки по районам Московской области позволяют людям приблизиться к миру виртуальных реалий и осознать, что все интерактивные дополнения к уроку – это не фокусы, а вполне доступные каждому операции. Это не другая жизнь, это реальность сегодняшнего дня. Привозя тележки, оставляя оборудование на какое-то время, специалисты дают освоить технику каждому. И оказывается, никаких заоблачных знаний педагогам не требуется. Попробовав, учитель понимает, что освоить новые технологии несложно, зато какие при этом возможности открываются! Ведь лучше один раз увидеть, чем сто услышать, и та картинка, которая в качестве иллюстрации к теме словно по мановению волшебной палочки возникает на экране, гораздо сильнее способна воздействовать на впечатлительного ребенка, нежели даже самый яркий рассказ. Преподаватель работает в одной интерактивной среде со школьниками. Это очень сильно объединяет в сотворчестве, направленном на обогащение познавательного багажа.
Сайт Института открытого образования МГОУ
www.ioo-mgou.ru
Комментарии