Большинство великих людей – химиков, ученых, архитекторов, художников, писателей были невероятными фантазерами. У них в мыслях возникали образы, которые они воплощали в жизнь, ведь фантазия неразрывно связана с мышлением. А дети могут мечтать и придумывать невероятные вещи, без границ и барьеров, в отличие от взрослых. И вырастая, применять навыки в будущей профессии.
Эксперт в области развития детей рассказала сетевому изданию «Учительская газета», почему для полноценного развития ребенка очень важно работать над воображением, и дала несколько советов родителям. Читайте о самых интересных из них.
Воображение – психический процесс, способность человека к представлению новых образов на основе имеющегося опыта. Ребенок осваивает мир, правила поведения в обществе, взаимодействие с другими людьми через фантазию и игру. Ни одна вещь в мире не была бы изобретена, если бы у людей отсутствовало воображение. Это важный навык, который пригодится в любой профессии и поможет ребенку успешно самореализоваться.
Конечно, как в любом деле, здесь важен баланс и активное желание самого ребенка фантазировать. Важно не переборщить и не навязывать что-либо делать, а заинтересовать игрой. Эксперт в области развития детей Елена Лебединская рассказала, как родителям качественно работать в этом направлении.
– Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Развивая воображение, мы активизируем работу мозга, поэтому важно стимулировать ребенка к этому процессу, тем более что дети обожают выдумывать. Воображение – это не врожденная способность, оно развивается, когда ребенок играет, занимается творчеством, слушает художественные произведения, общается с людьми. Поэтому, конечно, развитие воображения чрезвычайно важно, особенно в современных реалиях, когда мы окружены гаджетами. Развитию воображения способствуют обучающие дидактические игры, которые подразделяются на несколько видов.
Игры с использованием предметов
Существуют игры, в которых применяются различные предметы или игрушки, они помогают создавать сюжет. Творческие образы, могут быть направлены на социальное взаимодействие или же индивидуальную игру. Формат и сюжет вы можете придумывать сами, к примеру, играть в дочки-матери или в «полет на ракете».
Настольно-печатные игры
Одна из популярных – «Имаджинариум. Детство» для детей от 5 лет, в которой нужно загадывать и отгадывать иллюстрации. Игра направлена на развитие ассоциативного и творческого мышления, фантазию и память. Другая известная игра – «Экспромт» – импровизация на развитие воображения в младшем школьном возраст, которая заключается в рассказывании историй по изображениям на карточках.
Словесные игры побуждают детей общаться, строить рассказы, мыслить творчески, рассуждать. Например, в игре «Живые предметы» необходимо представить себя в роли потерянной шапки или мокрой варежки, описать их состояние, историю, мысли. В игре «Это невозможно» участникам предлагается выдумать историю, после которой слушатели скажут, что такое в реальной жизни невозможно.
Кроме того, для развития фантазии также необходимы чтение, творчество и процесс наблюдения.
Чтение
Книги запускают интеллектуальные процессы, такие как память, воображение, мышление, внимание. Слушая сказку, ребенок представляет образ героя, часто ставит себя на его место и фантазирует, как бы он поступил, будь он героем сюжета. Можно предложить ребенку нарисовать его любимых персонажей, рассказать свой конец сказки или театрализовать сюжет.
Творчество
Любые виды творчества – рисование, лепка, аппликация – способствуют развитию воображения в дошкольном возрасте. Рисуя, делая поделку или занимаясь лепкой, ребенок представляет тот образ, который в итоге должен получиться.
Наблюдение
Познание окружающего мира и его явлений дает массу материала для творчества. Сначала с помощью взрослых ребенок познает окружающий мир, задает вопросы, устанавливает причинно-следственные связи. По мере взросления ребенок самостоятельно начинает подмечать, например, на что похоже облако или куда плывет листок – всегда внимательно слушайте наблюдения детей, делитесь своим мнением о тех или иных процессах, вступайте в диалог и развивайте историю.
Движение
Дети очень активны, движение для них – приятный и необходимый способ познания мира. Вариантов развития воображения предостаточно. Например, можно предложить через движение изобразить животное: его повадки, размер, звуки, которые он издает. Через упражнение «Изобрази явление» можно научить ребенка показывать, как дует ветер, как качаются деревья, как идет дождь.
Развитием воображения можно заниматься очно с родителями или на специализированных занятиях в кружках и секциях, также можно заниматься на онлайн занятиях в различных детских центрах или индивидуально с педагогами.
Эксперт подчеркивает, что очень важна именно разнообразная деятельность. «Каждый ребенок индивидуален, я бы рекомендовала делать упор на разных направлениях. Важно показать ребенку разнообразие деятельности: вот игра в ассоциации, а вот – счет конфеток, давай придумаем несуществующее животное, вот давай-ка попробуем эти интересные прописи. И в дальнейшем ребенок будет заинтересован, а значит непременно будет развиваться гармонично и с удовольствием» – говорит Елена Лебединская
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о том, как ненавязчиво привить детям любовь к чтению. И о сотне лучших книг для детей, которые эксперты в области литературы собрали в этом году. По словам экспертов, в каталог вошли лучшие новинки года для детей от самого младшего до подросткового возраста.
Комментарии